Мы в социальных сетях:
  • Telegram
  • Dzen
  • Канал YouTube
  • VK
  • Подкаст
INMYROOM FOOD
INMYROOM LIFE
Комнаты
Помещения
Здание
Сюжеты
Спецпроекты

Репортаж с производства фарфора

Не такое это простое дело - делать фарфор. И даже более чем просто сложное, требующее серьезной профессиональной подготовки, теоретических знаний и долгого, упорного труда. Рассказываем и показываем!
5,0
– 4 отзыва
Завод, где мы будем смотреть производство фарфора, расположен в Латвии – небольшом поселке Инеши, в невероятно живописном месте, когда-то принадлежавшем графу Шереметеву. Здесь чудесно и летом, и зимой – чистый воздух, озера, лес, удивительная по красоте спокойная природа.
Фотография: Ванная в стиле Прованс и Кантри,  – фото на INMYROOM
Но сейчас мы расскажем о том, как делается мятый и вязаный фарфор. Производство настоящего костяного фарфора – технологически очень сложный  процесс, состоящий из нескольких этапов. Классически качество фарфора проверяют по нескольким показателям, таким как цвет, твердость, прозрачность, толщина стенок и пр.
Почему классический фарфор называют «костяным»: именно потому, что в его состав входит мука из обожженных костей животных и еще до 10 различных компонентов,  в основном каолин и кварц, в строгой пропорции и строго определенного качества. Фарфоровая масса сама по себе похожа на жидко замешанный алебастр – строительный гипс – вязкая, тянучая, матовая, бело-сероватого цвета. Как правило, качество фарфоровой массы напрямую влияет на качество конечного продукта – тех самых фарфоровых чашек, блюдец.
В мире есть несколько производителей фарфоровой массы. Мы закупаем сырье для изготовления нашей посуды в Великобритании.  Это один из самых дорогих поставщиков, но именно высочайшее качество исходного сырья определяет качество нашего фарфора: мы берем дорогое классическое сырье и, полностью выдерживая технологический цикл производства фарфора, получаем нашу посуду.
Производство фарфоровой посуды всегда было дорогим, потому что кроме дорогого исходного материла производители используют много ручного квалифицированного труда. Мы как-то подсчитали, что каждая чашка прошла примерно 19 «ручных» операций. Каждая фаза требует именно профессионального умения обращаться с фарфором – этому невозможно научиться ни за день, ни за неделю. Мы обучаем наших людей годами.
С чего начинается процесс? Естественно, с идеи, эскиза. Над этим вдохновенно работает художник – процесс сугубо творческий.  Затем создается художественная модель и уже обсуждается с теми, кто выносит свое практическое суждение, - технолог зачастую вмешивается в процесс, потому что не все идеи можно воплотить в фарфоре разумными способами. Некоторые вещи столь серьезно могут повлиять на стоимость конечного продукта, что от многих из них отказываются еще на этапе проектирования.
Фотография: Кухня и столовая в стиле Прованс и Кантри,  – фото на INMYROOM
Этап формовки – то есть создания прототипа будущей, например, чашки. Это работа квалифицированного и талантливого скульптора. Даже в наш век 3D-моделирования и 3D-принтеров формовка проходит вручную, каждая деталь прорабатывается, вылепливается, скульптор крутит это и так и сяк, и только оставшись полностью удовлетворенным результатом, заканчивает работу. На этом этапе также требуется совет технологов и маркетологов – первым придется воплощать это в фарфоре, вторым – продавать.
Фотография: Гостиная в стиле Скандинавский,  – фото на INMYROOM
Далее делается модель для создания формы, в которой будет впоследствии застывать будущий фарфор. Это отдельный и чрезвычайно важный технологический процесс. Разъемная форма должна быть очень точной, даже миллиметр ошибки даст 100%-ный брак конечного продукта. Эту работу доверяют только самым высококвалифицированным специалистам – мы создаем матрицу для отливных форм.
Далее из специального гипса, используя полученную матрицу, изготавливают разъемные или неразъемные формы для собственно изготовления фарфоровых заготовок. Она может состоять из 5, например, частей – дна и четырех стенок. Мастер продумывает, где делать швы, чтобы впоследствии, будучи обработанными, они сделались совершенно незаметными на готовом изделии. Если все в порядке, то создается целая серия таких форм по одной матрице.
Фотография: Декор в стиле Скандинавский, Эко,  – фото на INMYROOM
Почему форма делается именно из гипса? Именно потому, что гипс обладает большой гигроскопичностью – способностью оттягивать влагу. Зачем это нужно? Собственно, это и есть самый важный первый этап производства фарфора. В форму вровень с краем наливают подготовленную фарфоровую массу. И оставляют на некоторый промежуток времени, от нескольких часов до, например, двух недель. За это время гипс забирает из фарфоровой массы избыток влаги, и фарфоровая масса одинаково засыхает по всей площади прилегания к гипсу.
Фотография: Декор в стиле Современный, Эклектика,  – фото на INMYROOM
А дальше следует этап, который весьма удивляет тех, кто никогда не сталкивался с производством фарфора, – незасохшую массу надо вылить. Самое интересное, что для этого нужна высочайшая квалификация – примерно год (!) ежедневной практики специалиста.  Чтобы «просто» вылить то, что не засохло. Чем дольше фарфоровая масса остается в форме, тем толще получается слой фарфора. Зато то, что «присохло» к гипсовой форме, это и есть будущая тонкостенная фарфоровая чашечка. Только ей надо пройти еще серьезный путь.
Фарфор еще подсыхает в форме, затем следует сложная операция – форму надо аккуратнейшим образом разнять, чтобы не повредить тонкий слой подсохшего фарфора.  Это сравнимо с хирургической операцией по точности проводимых действий. Фарфоровая заготовка очень хрупка, достаточно очень небольшого толчка, удара, встряски, чтобы она треснула или разбилась. Ремонту она, естественно не подлежит и отправляется в мусор.
Фотография: Кухня и столовая в стиле Прованс и Кантри,  – фото на INMYROOM
Ручки отливают отдельно по той же самой технологии, но большая сложность состоит в том, чтобы прикрепить ручку к чашке. Происходит процесс прикрепления ручки именно на этом этапе: мастер делает две капельки на ручку и очень нежно прижимает ее к чашке, если все в порядке, то чашку оставляют еще подсохнуть на воздухе.
Фотография: Прихожая в стиле Прованс и Кантри,  – фото на INMYROOM
Дальше подсохшую чашку обрабатывают вручную, очень аккуратно и нежно, убирая все неровности, подтеки фарфоровой массы, маскируя швы от разъемных форм. Случается, что на этом этапе чашкам тоже суждено погибнуть или быть отбракованными.
Обжиг.
При обжиге фарфоровая масса создает кристаллическую решетку,  которая делает фарфоровую чашку чрезвычайно прочной, поэтому  хороший, качественный фарфор может быть тонкостенным. Первая стадия обжига длится примерно двое суток. Фарфоровые заготовки медленно нагреваются в специальных печах до температуры около 800 градусов, затем медленно остывают.
Стадия глазурования. Если ее пропускают, то получают матовый фарфор, который еще называют «бисквит». Он хуже защищен от внешних воздействий, может впитывать влагу, красители.
Ставят штамп завода.
На этом этапе часто делают художественную подглазурную роспись, или деколь, или любые другие виды декорирования – впоследствии ее невозможно будет отмыть никакими средствами, она будет надежно защищена.
Далее еще один  этап обжига, при более высокой температуре – примерно 1200 градусов, за это время проходят химические реакции, удаляется влага, изделие приобретает прочность, прозрачность, «усаживается», становится очень легким. Глазурь «обтекает» изделие, оно становится блестящим.
Фотография: Ванная в стиле Прованс и Кантри, Современный,  – фото на INMYROOM
Далее следует этап проверки качества. Удаляются все изделия с выявленным браком: с пузырьками, неровностями, деформированные, с неровным цветом и пр. Все изделия, прошедшие контроль качества, поступают на склад, упаковываются и поступают в продажу.
Фотография: Гостиная в стиле Прованс и Кантри, Эклектика,  – фото на INMYROOM
Сохранить
Информация