Мы в социальных сетях:
  • Telegram
  • Dzen
  • VK Видео
  • VK
  • Подкаст
  • Канал YouTube
  • Rutube
INMYROOM FOOD
INMYROOM LIFE
Комнаты
Помещения
Здание
Сюжеты
Спецпроекты
Архитектура

Как дворец стал станцией: история Казанского вокзала

Его удивительная архитектура продолжает удивлять и восхищать

5,0
– 266 отзывов

Вы когда-нибудь задумывались, почему главный восточный вокзал Москвы выглядит как сказочный дворец из «Тысячи и одной ночи»? Почему его башня напоминает знаменитую Сююмбике из Казанского кремля? И кто решил, что место, откуда отправляются поезда в Сибирь и Среднюю Азию, должно быть оформлено как причудливый симбиоз европейской и восточной архитектуры? Ответ кроется в удивительной истории Казанского вокзала — здания, которое задумывалось как грандиозные ворота между Европой и Азией и стало архитектурным манифестом своей эпохи.

Обратите внимание на статьи:

От деревянного барака до архитектурного шедевра

История Казанского вокзала началась задолго до появления его нынешнего великолепного здания. В 1862 году на этом месте была открыта Рязанская железная дорога с весьма скромным деревянным вокзалом. По мере роста железнодорожной сети здание перестраивали, но к началу XX века стало очевидно, что растущему потоку пассажиров требуется совершенно новый, масштабный вокзал.

В 1913 году правление Московско-Казанской железной дороги объявило конкурс на проект нового здания. Победил проект архитектора Алексея Щусева — человека, которому позже предстояло спроектировать Мавзолей Ленина и определить облик советской архитектуры на десятилетия вперед. Но в начале 1910-х Щусев был известен главным образом как автор православных церквей и монастырей в неорусском стиле.

Для Казанского вокзала Щусев предложил нечто совершенно иное — здание, которое соединило бы в себе элементы архитектуры всех земель, куда вели рельсы Московско-Казанской железной дороги. Это был своеобразный архитектурный манифест многонациональной России.

Фото: pastvu.com
Фото: pastvu.com

Вокзал, который строили 13 лет

Строительство Казанского вокзала началось в 1913 году и должно было завершиться за три года. Но история распорядилась иначе: сначала Первая мировая война, затем революция и Гражданская война неоднократно прерывали работы. В итоге вокзал был полностью достроен только в 1926 году, уже в совершенно другой стране.

Интересно, что при советской власти проект не просто не отвергли, а, напротив, расширили. Если первоначально Щусев планировал здание площадью 11 тысяч квадратных метров, то окончательный вариант занял более 70 тысяч! Это сделало Казанский вокзал крупнейшим в Европе на момент завершения строительства.

Знаете ли вы, что во время строительства Щусев лично выезжал в Казань, Астрахань, Самарканд и другие города, откуда брал идеи для архитектурных деталей? Он даже переодевался в местную одежду, чтобы лучше почувствовать национальный колорит и особенности местной архитектуры. Для главной башни вокзала он выбрал прототипом башню Сююмбике в Казанском кремле — легендарный символ татарской столицы.

Вокзал, который оформляли лучшие художники эпохи

Щусев пригласил к работе над вокзалом художников из объединения «Мир искусства» — цвет русского искусства начала XX века. Декоративное оформление интерьеров выполняли Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Зинаида Серебрякова.

Каждому было поручено оформление определенного зала, соответствующего той или иной территории России. Бенуа создал панно «Москва», Кустодиев — «Волга», Лансере — «Урал и Сибирь», Серебрякова — «Казань и Восток».

Особенно поражал воображение «Ресторанный зал» с 12-метровым куполом, расписанным в стиле древнерусского лубка. Стены украшали сцены народных гуляний, ярмарок и праздников. А в «Царском павильоне» — специальном помещении для членов императорской семьи — были установлены витражи по эскизам Николая Рериха.

Представьте: просторный зал с расписными потолками, изразцовыми печами, мозаичными полами, деревянной резной мебелью — и все это в здании железнодорожного вокзала! Пассажиры шутили, что с первого раза не успеваешь рассмотреть все детали, но это и хорошо — будет на что посмотреть в следующий раз.

Фото: msk-guide.ru
Фото: msk-guide.ru

Часы, которые старше самого вокзала

Одна из главных достопримечательностей Казанского вокзала — часы на его башне. Но мало кто знает, что эти часы старше самого здания! Их изготовили в Лондоне в 1904 году, первоначально для Северного (Ярославского) вокзала. Часы были настолько хороши, что когда в 1920-х достраивали Казанский вокзал, их решили перенести на его более высокую и заметную башню.

Механизм часов поражает своей точностью и надежностью. За более чем вековую историю они останавливались всего несколько раз. Самый длительный перерыв случился во время Великой Отечественной войны, когда часы остановили, чтобы они не могли служить ориентиром для немецких бомбардировщиков.

В 1980-х годах к московской Олимпиаде часы отреставрировали, заменив циферблаты. А вот механизм остался оригинальным — тот самый, лондонский, образца 1904 года. Мастера говорят, что он может проработать ещё минимум столетие.

Фото: strizhka-centr.ru
Фото: strizhka-centr.ru

Вокзал революционных экспериментов

Мало кто знает, но Казанский вокзал стал площадкой для революционных технических решений. Щусев, увлеченный новыми материалами и технологиями, применил в его конструкции железобетонный каркас — новшество для России того времени. Это позволило создать просторные залы без промежуточных опор и обеспечить здание необходимой прочностью.

Вокзал получил собственную электростанцию, систему центрального отопления, лифты и даже пневматическую почту для быстрой передачи документов между разными частями огромного здания. По сути, это был целый город со своей инфраструктурой.

Одной из самых инновационных частей проекта стали перроны с металлическим навесом конструкции инженера Владимира Шухова, создателя знаменитой Шуховской башни. Ажурные металлические конструкции, перекрывающие огромные пространства без промежуточных опор, впечатляют своим изяществом и технической смелостью даже сегодня.

Вокзал, переживший три эпохи

За свою историю Казанский вокзал пережил три разных государства: Российскую империю, СССР и современную Россию. И каждая эпоха оставила на нем свой след.

В императорский период (1913-1917) были заложены основы здания и определен его архитектурный стиль. При советской власти вокзал достроили, значительно расширив первоначальный проект. В 1950-е годы интерьеры дополнили элементами советского монументального искусства — мозаиками и барельефами, прославляющими труд железнодорожников и народов СССР.

В постсоветский период проводились масштабные реставрации. Самая значительная — к 850-летию Москвы в 1997 году, когда вокзалу вернули исторический облик, очистив от позднейших наслоений. А в 2010-х была проведена еще одна реконструкция, в ходе которой расширили пассажирские территории и улучшили транспортную доступность.

Сегодня Казанский вокзал — памятник архитектуры федерального значения и один из символов Москвы. Ежедневно через него проходят тысячи пассажиров, многие из которых даже не успевают поднять голову, чтобы рассмотреть удивительные архитектурные детали здания. А ведь в каждый элемент декора его создатели вкладывали особый смысл.

Фото: kasheloff.ru
Фото: kasheloff.ru

Тайны Казанского вокзала

За свою долгую историю вокзал оброс множеством легенд и тайн. Например, рассказывают, что в подвалах вокзала есть секретные тоннели, ведущие к Кремлю и зданию КГБ на Лубянке. Эти тоннели якобы были созданы для эвакуации руководства страны в случае опасности. Документальных подтверждений этой версии нет, но легенда продолжает жить.

Еще одна популярная городская легенда связана с главной башней вокзала. Говорят, что Щусев спроектировал ее как точную копию башни Сююмбике, чтобы исполнить древнее татарское пророчество: «Когда копия башни Сююмбике появится в Москве, Казань вернется в состав России». Учитывая, что проект создавался в 1913 году, когда Казань уже более 300 лет была частью Российской империи, легенда выглядит малоубедительно. Но согласитесь, звучит красиво!

А вот что действительно есть в здании вокзала, так это «бронированный зал» — специальное помещение с усиленными стенами и потолком, предназначенное для хранения ценностей и важных документов. В советское время этот зал использовался для временного хранения драгоценностей, перевозимых по железной дороге.

Вокзал, который стал больше, чем вокзал

Сегодня Казанский вокзал — это не просто транспортный узел, а настоящий многофункциональный комплекс с магазинами, ресторанами, гостиницей, бизнес-центром. Ежедневно через него проходит около 70 тысяч пассажиров, а в пиковые дни — до 100 тысяч.

Но несмотря на все современные преобразования, он сохранил свою главную роль — ворот между Европой и Азией. Отсюда отправляются поезда в Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, а также в страны Средней Азии. И пусть сегодня путь до Владивостока занимает не месяцы, как сто лет назад, а неделю, Казанский вокзал по-прежнему остается отправной точкой для великого путешествия через всю Россию.

А его удивительная архитектура продолжает удивлять и восхищать. Как писал один из современников Щусева: «В этом здании есть что-то от сказочного дворца, что-то от крепости и что-то от храма. И всё это вместе создает образ России — многоликой, загадочной и величественной».

В следующий раз, когда будете проходить мимо Казанского вокзала, поднимите голову и посмотрите на его причудливые башенки, разноцветные изразцы, изящную резьбу. За каждой деталью — история, за каждым узором — смысл. И, может быть, вы почувствуете то, что хотел передать архитектор: величие страны, протянувшейся от европейских равнин до тихоокеанских берегов, соединившей в себе множество культур и народов.

Информация