Можно сказать, что каждый элемент этого дома площадью в 72 квадратных метра отобран с любовью – он на 100% состоит из древесины, сертифицированной международным Лесным попечительским советом. Это первый подобный прецедент в Европе – писательница и журналист Сигне Веннеберг построила его для себя, и обошелся он заказчице недешево. Поэтому пришлось экономить на внутреннем наполнении и разыскивать недорогие и качественные предметы интерьера – российским дачникам есть что взять на вооружение!
Законы планеты
Экосырье всех стран, соединяйся!
Все из дерева – такова концепция дома. Двери, полки, полы, стены, даже дюбели – сделаны из FSC-сертифицированных материалов. FSC – международный Лесной попечительский совет, который следит за вырубкой деревьев во всем мире. Контролируемая древесина – это пиломатериалы, заготовленные в специально отведенных под вырубку лесах: они не являются генетически модифицированным продуктом, деревья должны быть срублены с соблюдением всех юридических норм, экостандартов и прав человека. Удивительно, но каждая дощечка в доме Сигне гарантирует: в лесах, из которых взяты эти деревья, животные и растения охраняются, а люди, работающие на вырубке, получают образование, безопасность и справедливую заработную плату. Еще сертификат FCS означает, что взамен срубленного дерева в лесу будет посажено несколько новых.
Правда, такую древесину пришлось заказывать для строительства по всему миру – лаги террасы смонтированы из канадского кедра, вся обшивка внутри – из ели Дугласа, элементы каркаса и террасный настил выполнены из дерева гуариуба (кларизия кистевидная, растущая в Эквадоре и Бразилии, применяется для строительства мостов и не боится влаги), на крыше черепица из акации, которую привезли из Венгрии.
Братство стройплощадки
Сага о деревянном строительстве
Возведение дома продолжалось два года, и для работы с контролируемой древесиной пришлось привлекать специально обученных мастеров. Действительно, класть на крышу деревянную черепицу и монтировать каркас, контактирующий с землей, умеют немногие. Как и работать с деревянным крепежом. Пришлось повозиться и с утеплением – для изоляции были выбраны древесные волокна.
Поэтому Сигне Веннеберг, архитектор Эрик Юуул и плотник Ханс Эрик Соренсен буквально жили на объекте. Сигне в принципе задумала дом как сайд-проект, но все переменилось: за стройкой следили соцсети и датские СМИ, и возведение дома превратилось чуть ли не в реалити-шоу.
В итоге заветный сертификат получен, строение названо сентиментальным именем «Ежевика» – благодаря ежевичным полянам в окрестностях. А Сигне признается, что именно о таком доме мечтала с детства – с воздухом, будто в лесу, четкой акустикой без эха (словно внутри музыкального инструмента) и бесконечно приятными для глаз золотистыми стенами. В датском Тисвилде среди полей и ферм, сосновых лесов и видов на ветреное побережье это самый гармоничный (и при этом согревающий!) колорит.
Честным путем
Частично вторичное жилье
Двери и окна в проекте также имеют свою историю: например, от одних дверей пришлось отказаться, поскольку они не доехали бы до Дании без взятки на границе (а сертификация возможна только при полностью законных производстве, продаже и доставке всех материалов и оборудования).
Поэтому Сигне искала двери и окна из натуральных материалов, бывшие в употреблении – Лесной попечительский совет разрешает повторное использование элементов дома, если они «чисты» с точки зрения материала (то есть не создают проблем с окружающей средой в процессе эксплуатации и в будущем – при утилизации). На фасадах хорошо видно, что окна разные – и это даже подчеркнуто цветом. На террасу ведут удобные складные двери «гармошкой», объединяющие в теплое время гостиную с площадкой под навесом.
Теплица уже стояла на участке до начала возведения дома «Ежевика», теперь в ней дополнительная столовая группа для приема гостей. Так сложилось исторически – пока шла стройка, укрыться и выпить кофе было больше негде.
Остаточный принцип
Мебель на сдачу
Кухню в доме оборудовали с помощью остатков сертифицированной древесины: в ход пошли кедр и гуариуба с террасы, акация с крыши. Дополнительную вентиляцию в помещении для готовки обеспечивает проем над раковиной, ведущий в кладовую за стенкой (в которой, в свою очередь, есть полноценное окно).
Пол во всех помещениях сделан из ели Дугласа, и изначально выглядел так же, как стены и потолок с аналогичной обшивкой. Но после двукратного браширования он приобрел благородный серый цвет.
После всех расходов на стройку бюджет на интерьер составил всего 16 тысяч датских крон. И Сигне пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы купить наполнение для интерьера и отделочные материалы. Например, раковина, плитка и зеркало от Aquadomo были куплены со склада продукции, снятой с производства. Спальня сыновей хозяйки на чердаке оборудована с помощью матрасов и ящика в роли тумбы. Под ней оборудована читальня: полки сделаны плотником из остатков дерева, кресло приобретено на сейле в мебельном интернет-магазине (вместе с диваном и стульями для столовой).
Наверное, самый дорогой предмет внутри дома – печь Morsø. Но затраты стоят того: печь полностью обогревает строение, а дерево наилучшим образом сохраняет тепло.