Модерн зародился на рубеже ХХ века и провозгласил себя «новым» стилем или «ар-нуво», как называли его во Франции и Бельгии. В дизайне популярность стиля модерн неоднородна – к нему склоняются поклонники ретро. Возможно, этот стиль ищет новые формы воплощения и переработки своих идей на новый лад. Так как же можно понять его принципы?
1. Отказываясь от привычного
В зависимости от региона, отделка модерна приобретала свой уникальный облик, она могла быть насыщена деревом, окутывающим все помещение невообразимыми рельефами, а могла быть почти незаметной, проявленной только детально. В первом случае деревом «покрывалось» все вокруг. Выбранный один оттенок породы присутствовал на потолке, в панелях на стенах, в колоннах – это были интерьеры домов очень большого достатка. Везде присутствовали витражи и фрески. Во втором случае модерн «читался» фрагментарно, но устойчиво. Это могли быть росписи и рельефы падуги, а также форма окон и дверных проемов.
Цветовая гамма отделки модерна разнообразна, но чаще всего в современных версиях она приближается к натуральной древесной: используются оттенки бежевого, коричневого, болотного и теплых охристых тонов. Также в стилизации этого стиля можно увидеть укладку пола волнообразными фрагментами и изменение геометрии комнаты с помощью гипсокартонных конструкций.
2. Изменяя реальность
Одной из причин появления модерна был протест против классицизма с его точным расчетом и правильным распорядком. Новый стиль начал говорить на языке перетекающих смысловых импульсов, он мог повернуть куда угодно и застыть в совершенно неожиданном месте. Из такого расчета стали проектироваться сооружения и помещения: глядя на дом снаружи стало невозможно предположить, каким он предстанет изнутри. Дом мог быть правильной геометрической формы, а внутреннее пространство отказывалось подчиняться конструкции параллелепипеда, облекая его тягучей неравномерной оболочкой.
В дизайне интерьеров модерн пытается изменить пространство помещения, отказываясь от геометризма, нарочито применяя все возможные уловки. Колонны плавно переходят в стены, потолок извивается в сложных конвульсиях, распахиваясь с помощью «витражей» и лестниц. В дверных проемах популярны фрамуги, они же иногда повторяются и в оконных проемах. Прямоугольник комнаты часто «наращивают» модерном с помощью конструкций порталов изогнутых линий и различных ниш для уединения.
3. Экспериментируя с формой
Истинная мебель ар-нуво выглядела как однородная живая масса, обросшая водорослями или обвитая ветвями растений. Мебель стиля макинтош, как называли модерн в Шотландии, была более конструктивной, но не лишенной темы вкрапления флоры. В русском модерне мебель перекликалась с коренными национальными традициями и сильно отличалась от европейских экземпляров.
Чтобы понять принципы проектирования мебели в стиле модерн вне зависимости от эпохи, можно вспомнить знаменитый «венский» стул, в котором воплотились принципы нового стиля. В отличие от дорогостоящих резных предметов мебели в стиле модерн, эти стулья были поставлены на поток и не били по карману. Элегантная волнообразная форма гнутого дерева, утонченный вид и продуманное удобство – это те характерные черты, по которым сейчас подбирают мебель к интерьеру в стиле модерн. Мягкие обтекаемые объемы, игривое настроение и тяготение к классическим формам составляют минимальный набор требований к такой мебели, тогда как настоящие предметы в стиле модерн очень сложно найти в массовом производстве.
4. Разговаривая на языке природы
Орнаментальность модерна более всего характеризуется его линией, которая несет на себе основополагающую декоративную и смысловую нагрузку. Эта линия прослеживается в изгибах мебели, формируя каркас и завиток ножек, она присутствует в формах фурнитуры дверей и филенках окон, в росписи и отделке стен и потолка. Множество исследований подтверждает отсыл ее происхождения к шрифтам древнеегипетских иероглифов и средневековой готике, неся на себе нагрузку таинственного и магического знака.
Эта линия складывается в овальные скругленные треугольники, вырастает и вьется подобно стеблю растения, она немного растянута и сдавлена, ее называют похожей на «удар бича». Фигуры и росчерки, образованные этой линией всегда вытянуты по горизонтали, тягучи и скруглены. Часто встречаются динамичные, но застывшие изображения животных и сказочных существ, холеные барышни, вплетенные в изображения цветов, растений, похожих на живые организмы.
5. Завтрак у Тиффани
Декоративность модерна уже заложена в его составляющие элементы: отделку, мебель, орнаменты. Но особую роль в новой философии модерна играет стекло – оно стало символом нового стиля, когда витражи стали повсеместно использовать в домашних интерьерах. Искусство витражей применялось в готическом стиле и в основном в храмовом строении, оно было полностью наполнено духовным содержанием. В модерне же форма стала главенствующей составляющей стиля, ради нее были освоены новые технологии по обработке дерева, стекла, по совмещению разных фактур в одном изделии. Кованое железо и чугун применяли для предметов мебели, перил лестниц и оград.
Нередко дверцы шкафов декорировали витражами или вставляли фальцетные стекла – все средства были хороши в угоду декору. Самые известные мотивы для витражей – это изображения павлинов и павлиньего оперения. Собственное лицо и отличительные черты приобрели светильники, выполненные по новой технологии соединения осколков стекла – знаменитые Тиффани, давшие имя американской версии этого стиля, стали символом модерна.