На арабском ее имя означает «блистательная», что несколько десятилетий она подтверждает своей выдающейся карьерой. Заха – первая женщина, получившая Притцкеровскую премию, высшую награду для архитектора. Ее творения – на грани формообразования и законов геометрии. Они полны искаженных линий, причудливых перспектив и динамики. Сложно поверить, что такое в принципе возможно! Рем Колхас – теоретик деконструктивизма и учитель Хадид – назвал ее «планетой на своей собственной орбите».
Среди многочисленных громких проектов Захи был реализован еще один: 25 сентября этого года в Москве, недалеко от Волгоградского проспекта, открылся бизнес-центр Dominion Tower. Он сконструирован в ярко выраженном авангардном стиле в виде семи сдвинутых относительно друг друга этажей. Это очередная победа Хадид над законами логики и пространства. Мы собрали самые интересные высказывания архитектора о жизни и искусстве.
1. Об архитектуре
«Не думаю, что архитектура – это только здание или простое ограждение. Она должна возбуждать вас, чтобы успокоить, чтобы заставить думать. Архитектура – это как человек располагает себя в пространстве, а мода – это как вы располагаете объект на человеке».
2. Об идее и ее воплощении
«В один прекрасный момент я посмотрела на планы крупных застроек и поняла, что они выглядят очень массивными и громоздкими. И подумала, что если сделать их в форме пригорка или холма, эти городские застройки не будут такими тяжеловесными. Тогда я стала работать с ландшафтом и топографией через плавные текучие линии, которые придают зданию такой вид, словно оно сделано из жидкости. Потребовались годы на то, чтобы перевести само словосочетание «жидкое пространство» в идею, а идею – в здание».
3. О прогрессе
«Радикально изменилось понимание топологии. Раньше думали: архитектура всегда привязана к земле, связана с гравитацией, поэтому она должна быть приземленной и рациональной. Все было завязано на производстве, должно было оставаться плоским, однообразным – бесконечный конвейер. Вот это и изменилось. Современное здание буквально сливается с землей, отсутствует всякий зазор между идеей и ее производственным воплощением».
4. О 3D-моделировании
«Это позволяет делать предметы в единичном экземпляре с минимальными затратами. Здания так делать нельзя, потому что они требуют инженерной проектировки, но думаю, это тоже вопрос времени».
5. О результатах
«Никогда не позволяю себе роскошь думать: «Я сделала это».
6. О преподавании
«Невозможно научить архитектуре, можно только вдохновить людей».
7. О материале
«Приятное в бетоне то, что он выглядит незавершенным».
8. О красоте
«Я не проектирую красивые здания – я не люблю их. Мне нравится архитектура немного необработанная, жизненная, простая».
9. Об успехе
«Единственный рецепт успеха – это трудиться не покладая рук, что я и делаю вот уже много лет».
10. О партнерстве
«Дипломатия – не мой конек. Я не собираюсь быть послушным партнером».
11. О порядке
«Не могу работать, когда вокруг меня много вещей. Заходя в офис, я всегда заставляю себя прибираться».
12. О русских и супрематизме
«Русские оказали большее влияние на мои ранние работы. Работы супрематистов вроде Малевича или Лисицкого выглядят как произведения искусства, потому что в них не указан масштаб, но в ту секунду, когда он появляется – это архитектура».
13. О Москве
«Москва – один из самых удивительных городов мира. Красивый и очень просторный. Там все улицы в три раза длиннее обычных и больше раз в восемь! В Москве чудесное метро. Идея сделать дворцы для народа – уникальна. Сталинская архитектура, конечно, странновата, но очень любопытна».
14. Об Ираке
«Это удивительная часть мира, где люди невероятно щедры и гостеприимны, но остаются непоняты. То, что там сейчас происходит, во многом связано с неравенством в распределении материальных благ между богатыми и бедными. Думаю, им нужны по-настоящему сильные лидеры, которые смогли бы структурировать процессы».
15. О моде
«Мода бежит наперегонки с архитектурой. Она так же моментально запечатлевает настроение времени. Правда, там другие сроки работы. Нужно создавать по четыре или восемь коллекций в год».
16. О предназначении
«Я все время работаю, и у меня нет ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне».
17. О характере
«Думаю, у меня все получилось потому, что люди просто не знали, как себя со мной вести: я была сумасшедшая, порой злая и раздражительная, но упорная, настойчивая и одержимая».
18. О пространстве
«Когда я вхожу в чью-то квартиру, то часто удивляюсь, почему так мало думают о различных способах использования пространства».
19. Об экспериментах
«Я всегда ценила тех, кто любит экспериментировать с материалами и пропорциями».
20. О феминизме
«Я феминистка в том смысле, что верю: женщины умные, способные и целеустремленные. Я верю в одаренность женщины, ее силу и независимость. Но мне не нравится, когда меня называют архитектором-женщиной, потому что я всегда считала, что важно не то, что я женщина, а то, что я архитектор».
21. О планах
«Хорошо было бы сделать проект на уровне городского пространства в целом. Не подходить с позиций мегаломана, а попытаться организовать целый сектор согласно какой-то одной идее».
22. О доме мечты
«Дом своей мечты я смогу позволить себе только на закате карьеры и жизни. Я хотела бы видеть его у моря. В нем будут большие трансформирующиеся пространства и много света».