Каждый год Международная школа дизайна проводит конкурс молодых дизайнеров «Дизайн-дебют». В этом году в нем приняли участие 1444 проекта от 650 участников из 16 стран мира. В номинации «Предметный дизайн» победила Екатерина Вагурина – молодой промышленный дизайнер из Питера, основательница бренда VAGURINKA. Девушке чужды стереотипы, она экспериментирует с материалами: среди ее фаворитов – грубый бетон в сочетании с натуральным деревом и хрупкой керамикой. Мы встретились с Катей, чтобы узнать, как эскизы на бумаге приобретают форму и в чем особенности индивидуального производства в России.
Екатерина Вагурина – дизайнер интерьера и мебели, создательница бренда Vagurinka. Участница многих профессиональных выставок, в том числе Salone Sattellite WorldWide Moscow и кураторской выставки Naturalist project Татьяны Кудрявцевой и Ярослава Мисонжникова.
Эксперименты с материалами
На октябрьской выставке Salone Sattellite WorldWide Moscow Екатерина представила Krater – сет декоративных тарелок для фруктов и печенья, которые стыкуются между собой и образуют пирамиду. «Все элементы по пожеланию заказчика могут быть сделаны из разных материалов (пластик, дерево, искусственный камень кориан) и в разных цветовых сочетаниях», – рассказывает дизайнер.
– Мне очень нравится этот контраст грубого бетона с гладким теплым деревом, особенно в сочетании с пастельными оттенками. Сейчас дорабатываю проект – хочу сделать нижнюю часть из фарфора или керамики: тут много технических сложностей, с которыми мне предстоит бороться».
Название Krater появилось из сравнения с кратером – углублением на вершине вулкана. Фишка сета в том, что тарелки-вазы можно использовать по одной или как единую композицию-пирамиду. Приобрести можно каждый элемент отдельно или весь сет целиком – очень удобно.
С чего все началось?
Поступление в свою альма-матер – Художественно-промышленную Академию им. А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге (в народе МУХА) – Катя Вагурина считает подарком судьбы. «Прошла я последним номером – под моей фамилией в списке была подведена черта», – рассказывает дизайнер.
Первые изделия Катя начала проектировать еще в Академии: табурет стандартный, табурет собственного дизайна, детская мебель из картона, стул с расчетом на массовое производство, арт-объект для интерьера. Катя – самый строгий свой критик. «Действительно обдуманной я считаю свою дипломную работу. Тогда никто с кафедры не верил в то, что я проектировала, преподаватели настаивали на смене темы. Я придумала конструкцию раскладного и мобильного гамака Hamlock – хотелось напоследок сделать что-то яркое, запоминающееся, что-то инновационное. Вещь получилась довольно солидной и габаритной — на защите мне поставили 5 с одобрением ГАКА», – рассказывает дизайнер.
Подводные камни производства
Придумать и нарисовать красивую визуализацию – мало. Чтобы идея превратилась в реальность, нужно найти производство, на котором сделают все именно так, как видит дизайнер. «Есть и такие мастера, которые начинают привносить свои какие-то изменения в проект, отчасти считая, что это и их проект. Поэтому очень важен авторский надзор и чуткое руководство. Важно найти своего мастера, которому можешь доверять», – рассказывает Катя.
– Я работаю в архитектурной студии, проектирую интерьеры и всю зарплату трачу на изготовление проектов: пока они
единичные, экспериментальные и чаще всего «влетают в
копеечку». Производство прототипа – самый настоящий challenge. В первую очередь это борьба с собой, со своей ленью. Если с этим
проблем нет, то проблемы будут поджидать на каждом шагу: или знакомый столяр подведет, или стоимость будет выше запланированной. Но это ведь не повод опускать руки».
Вдохновение вокруг
Как настоящий художник, Катя находит вдохновение во всем: в работе, в окружающем мире. «Я постоянно мониторю интернет на наличие интересных конкурсов по продукт-дизайну и дизайну мебели. Всегда интересно предложить свою идею в ответ на некое конкретное задание. Результат конкурса – это довольно субъективное дело, и даже если ты не выиграешь его, остаются наработанные идеи и почти готовый концепт – никто же не мешает этот проект доработать и воплотить в жизнь», — говорит Катя.
Так сложилось, что в Россию новые идеи и материалы приходят позже, чем в Европу, например. «Пару лет назад на меня все криво и косо смотрели,
когда я рассказывала, что мой проект Dobrobox будет из полимерного бетона. А теперь
только ленивый из него не отливает подсвечники или цветочные горшки», — улыбается девушка.
Любимые проекты
«В 2013 году я участвовала в конкурсе Nayada Arch Challenge, где заняла 1 место за проект рабочего стола в номинации Workplace for Open Space. Денежный приз я потратила на изготовление прототипа, на поездку и участие в выставке на ежегодной апрельской Неделе дизайна 2014 в Милане, – говорит Катя. – Я повезла туда проект, который придумала для одного итальянского конкурса от Alessi & Itallocement. Я не выиграла, но решила воплотить свою идею в жизнь». Катя создала коробку Dobrobox: она выполнена из бетона и имеет пазы для 4х видов столовых приборов. В верхней крышке есть сквозная прорезь в виде рисунка вилки и ложки. «На название и создание этого предмета меня вдохновил семейный уклад моей собственной семьи. У родителей был набор столовых приборов из мельхиора, которым пользовались только в торжественные дни и семейные праздники: в остальное время он хранился в специальной черной коробке. Я решила сделать красивую функциональную емкость для хранения неповседневных вилок и ложек», – рассказывает дизайнер. В пару к коробке Катя придумала Dobrostol — столик для завтрака, где есть выемки для стакана и для столовых приборов/салфеток. Выдвижной ящик можно использовать как поднос или хранить там провода и зарядки для многочисленных гаджетов.
Что еще?
В небольшой архитектурной студии Катя не только работает над дизайном интерьеров, но и разрабатывает мебель и предметы для проектов. «Недавно открылся ресторан, который делали мои коллеги. Я подключилась к работе уже в процессе и придумала подставку для столовых приборов. Портовая морская тематика мне близка – я родилась и все детство провела в Мурманске. В моем воображении возник образ баржи, нагруженной грузовыми боксами – так появился кораблик для столовых приборов. Делали все сами: я лично очищала жестяные банки от клея, оставшегося от этикеток, а потом красила баллончиком – есть что вспомнить», – улыбается Катя.
Нельзя не рассказать о проекте Fitodrom – такая вещь пригодится в любом доме. Это настенное кашпо, в котором есть отверстия для установки небольших керамических горшочков. Главная фишка в том, что можно менять все: необходимую высоту, длину балки и количество горшков.