Комнаты
Помещения
Здание
Сюжеты
Спецпроекты
Гид

«Дизайнер новой эры»: 15 любопытных мыслей Марселя Вандерса

Он черпает вдохновение из прошлого, иронизирует над настоящим и с надеждой смотрит в будущее. Своими мыслями делится Марсель Вандерс – голландский дизайнер, творящий забавные вещи с глубоким смыслом

Его фотография с золотым клоунским носом на обложке французского глянца Intramuros стала знаковой. И в этом весь Вандерс – шут, способный иронизировать над самим королем и жизнью в целом. Несмотря на то что на его визитке написано «Дизайнер новой эры», важным ориентиром для Марселя остается прошлое. История вещи, по его мнению, ценнее, чем форма. 

Вандерс – настоящий гуру промышленного дизайна. В профессии он уже более четверти века. Его звездным годом стал 1996, когда для компании Cappellini он сотворил веревочный стул в стиле макраме (Knotted chair), названный «шедевром дизайнерской мысли». Не меньший успех ожидал Марселя и в области дизайна интерьеров: благодаря его смелым и по-настоящему сказочным проектам, многие отели, клубы и библиотеки Европы и США стали культовыми достопримечательностями. 

Два года подряд (в 2005 и 2006), по версии Elle Decoration, Марсель Вандерс был назван «Дизайнером года». На сегодняшний день вместе со своим коллегой Каспером Виссерсом Вандерс работает в компании Moooi, возглавляет собственную студию Marcel Wander Studio и читает лекции о дизайне в престижнейших вузах мира. Знакомим вас с его рассуждениями о творчестве, успехе, страхах и вечных ценностях.

1. О творческом принципе

«Я хочу делать предметы, на которые приятно смотреть и о которых интересно поговорить. Думаю, в моем случае речь надо вести не о стиле, а о том, что старые мастера называли манерой. Хочу, чтобы при взгляде на любую мою вещь, от керамики до здания, человек говорил: «О, я знаю, это Вандерс». 

2. О профессии 

«Дизайнер – это человек, который очень хорошо чувствует время. Из каждой эпохи он берет лучшее и переносит его в вещи, которые создает. Понимать время, ощущать связь столетий – непростая задача. Многие из тех, кто называет себя дизайнерами, живут только настоящим. Они не понимают, что тем самым ограничивают себя, загоняют в рамки. Они больше заботятся о функциональности предмета, а ведь вещь в первую очередь должна быть красивой!».

3. Об успехе 

«Когда Пикассо рисовал, он рисовал не миллионы долларов, он рисовал свои мысли и чувства. Так же и я. Я создаю идеи, вызываю эмоции. Я беру их из своего сердца, из своей души. Конечно, вещи потом продаются, но идеями вы можете наслаждаться бесплатно, каталог получить – просто так, и за эмоции, которые они у вас вызовут, мы тоже денег не берем. Главное, чтобы они у вас возникли – улыбка, удивление, интерес. Тогда, если придет пора покупать новый стол или лампу, вы вспомните о моих вещах и купите их. Вот это и будет мой успех».

4. О моде и стиле 

«За модой я не слежу, она слишком быстро меняется. Стиль – другое дело. Но я не из тех, кто каждое утро ломает голову над тем, что сегодня надеть, стоя перед открытым шкафом. Я раз и навсегда определился с этим вопросом. Раз в год я заказываю себе гардероб: костюмы и так далее – и забываю о необходимости покупки одежды до следующего года». 

5. О секретах успеха

«Я могу посоветовать начинающим дизайнерам: не надо бояться. Страх – это участь маленьких людей. Если вы будете бояться, вы никогда ничего не добьетесь. Бесстрашие и честность – вот два самых важных качества для достижения успеха».

6. Об образовании

«Школы дизайна – ужасные учреждения, лишенные какого-либо интереса к своим студентам. В этой отрасли работает целый ряд чудесных людей, которые страстно верят в свои идеи, но я считаю, что студентов в целом учат неправильно».

7. О методе работы

«Прежде всего, я обкрадываю чужие мозги. Мозги потенциальных пользователей продуктов. Вот это – мой материал, с которым я начинаю работать. Именно поэтому люди отличают созданные мной вещи как близкие им по духу и особенные, потому что они кажутся им знакомыми. Если бы я создавал что-то, неважное для других, ненужное им, как бы я мог сделать его особенным?»

8. О клиентах

«Я работаю только с такими людьми, с которыми у меня существует взаимное уважение. Своего клиента я на время принимаю на работу без вознаграждения. Он регулярно бывает в моей студии и гарантирует, что проделанная мною работа становится все лучше. Если в этом процессе нет такого вклада от клиента, я не хочу с ним работать. Каждый клиент знает что-то, чего не знаю я, и придает работе дополнительное качество. Поэтому я всегда внимательно прислушиваюсь, и вместе мы можем претворить в жизнь то, что я никогда не смог бы сделать один».

9. О Филиппе Старке

«Я считаю Старка номером один в дизайне, потому что он способен менять представление о том, что такое дизайн. Не так много тех, кто в наши дни достиг того же».

10. О фантазии и архетипах

«Иногда то, что я делаю, называют причудливым, но мне кажется, что лучше это назвать фантазией, потому что именно фантазия рождает удивление, счастье и всегда что-то новое. Я испытываю глубокое уважение ко всему, что имеет историю, что связано со старыми вещами. Мне нравится работать с архетипами прошлого и настоящего различных культур, ведь они часто показывают нам замечательные ценности».

11. О навязанных потребностях

«Когда вы стараетесь делать вещи как можно новее, это приводит к тому, что первая же царапина приводит вещь в негодность. Я называю это baby face fixation. Это потребность людей во всем самом новом. Она очень опасна. Эта потребность навязана людям, она стала частью их психологии. И это то, что я пытаюсь изменить».

12. Об идее

«Хороший дизайнерский объект может существовать в единственном экземпляре. Его смысл не в том, чтобы хорошо продаваться, а в том, чтобы вдохновлять людей, донести до них какую-то идею».

13. О материалах

«Я думаю, нужно создавать вещи двух типов. Вещи, претендующие на вечность, и вещи сиюминутные. Вещи, которые будут передаваться из рук в руки, или вещи, которые сделаны из легко утилизируемых материалов, – на таких условиях существование сиюминутных вещей оправдано. К примеру, если я придумал открытку, я не буду делать ее из мрамора. Иногда я специально выбираю такой материал, чтобы люди чувствовали – о, это навсегда».

14. О новизне и антиквариате 

«Не нужно стремиться к абсолютной новизне. Нам нужны корни, основа и вместе с тем – какие-то изменения. Иначе ты будешь мертвецом. Интерьеры, обставленные полностью одним антиквариатом, ужасны. Я же живой человек!»

15. О подарках и дизайне

«Хороший подарок что-то говорит о тебе, а что-то о человеке, которому он предназначен. С дизайном то же самое. Каждая вещь говорит одновременно и о самом дизайнере, и о марке, для которой он работает. Это вещь, которая нужна человеку. Даже если он сам об этом не догадывается».

Сейчас читают:

Расскажите близким
Наши лучшие интерьеры с самыми острыми обсуждениями в вашем телефоне
Подписаться
Была ли эта статья полезна?
Да, полезна
Нет
Спасибо за отзыв!
Да
Нет
Подписывайтесь на INMYROOM TV, чтобы ничего не пропустить
Подписаться
Сохранить
Читайте также
5 квартир, которые дизайнеры оформили для себя
Экспресс-курс: создаем дома интерьер с обложки
Крупный план: как узнать, что вы в квартире миллениала
20+ идей для квартир, в которых ничего не помещается
Что вы не знали о пылесосе: самые интересные факты
Личный опыт: 5 дизайнеров, которые поменяли офис на мечту
Переделка ИКЕА, секреты французских декораторов и еще 8 хитов сентября
Как сделать работу над дизайн-проектом удобной и избежать лишних трат
Что такое бытовые трансформеры и кому они нужны?
Как добавить уюта белому интерьеру: 5 примеров
10 новинок ИКЕА: осенняя экологичная коллекция
15 вариантов оформления «грязной» зоны в прихожей
5 готовых цветовых решений для кухни
Личный опыт: как девушка сама обустроила домик на колесах
20+ идей декора на Хэллоуин в пудровых тонах
5 уютных спален из проектов сентября
Еще 20 лесных домиков, в которых хочется провести осень
Завершаем сезон сентябрьских скидок и акций
Хранение на кухне: 7 идей, подсмотренных в Instagram
Как дизайнеры используют мебель из ИКЕА в интерьере?
Загрузить еще
Информация