Девиз этой биеннале звучал как «Цифровой – Индивидуальный – Сетевой» (Digital – Individual – Networked). В основном все новинки, ноу-хау и направления развития светового дизайна были посвящены технологиям, усовершенствованию технической составляющей, улучшений качества света и КПД светильников и световых установок.
Сегодня светильники могут распознавать покупателей в магазине, раздавать Wi-Fi, помогать ориентироваться на местности, изучать трафик движения на уличных магистралях, в совершенстве экономить энергию и создавать по-настоящему комфортные светотехнические решения с точки зрения влияния света на здоровье и психику человека.
Что касается свежих трендов в световом дизайне, то их было немного. О главных и самых интересных рассказывает Константин Цепелев.
Константин Цепелев – профессиональный светотехник и светодизайнер. Член Ассоциации профессионального светового дизайна PLDA (Professional Lighting Designers' Association) и международной ассоциации светодизайна IALD (Affiliate of the International Association of Lighting Designers). Руководитель школы светового дизайна ARTLIGHT.
1. Профильные системы – на пике популярности
Первое, что хочется отметить – количество профильных светильников различного вида и их комбинаций просто зашкаливало. Треугольники, квадраты, прямоугольники, бесчисленное количество кривых, радиальных и прямолинейных световых «магистралей», встраиваемых, полувстраиваемых, подвесных, переходящих из потолка в стену, а и из стены в пол, сверхтонких и широких.
Отдельно выделю гибкие светодиодные модули. Конечно, отнести их к разделу профильных систем будет не совсем корректно, но тем не менее на фоне всей этой «геометрии» возможность «рисовать» на поверхностях криволинейные узоры светящимися линиями выглядело очень интересно.
Повсеместное увлечение линиями и геометричностью отразилось в целом и в дизайне самих светильников. Можно сказать, что в светотехническую моду пришла строгость, простота и аскетичность. Это, как мне кажется, в дальнейшем отразится и на самих интерьерных решениях.
2. Мрамор – эффектное решение
Его популярность и удивила, и одновременно порадовала. На выставке его было действительно много, причем это касается как декоративных светильников, так и уличного технического света. Всеми любимые inarchi со своими мраморными светильниками уже не смотрелись так индивидуально, как раньше, хотя и подобного им все равно пока на рынке толком не появилось и на выставке представлено не было.
3. Цвет. Много цвета!
Ставка в отделке корпусов на разные цвета – это не новость, но такое повсеместное увлечение колористикой порадовало. Все технические светильники были представлены во всевозможных цветах и оттенках – от марсалы до эмеральда!
Даже серьезные компании позволили себе буйство красок в своей продукции. Верен себе остался только концерн BEGA/Limburg со своим благородным черно-белым стилем. А еще медь и медная отделка все так же в ходу.
4. Еще один хит – бетон
Он также получил популярность как во внутреннем, так и в наружном освещении. Всевозможные подвесные светильники, настенные бра, уличные светящиеся скамейки и декоративные композиции были замечены на многих стендах.
5. «Лофтовый» свет – все так же в центре внимания
Но ничего кардинально нового в этом направлении нет. В какой-то степени из-за повсеместной популярность этого стиля в России никаких положительных эмоций от увиденного на выставке я не испытал – все однотипно, одинаково и в большом количестве.
6. Минимализм + высокие технологии
Продолжая тему минимализма, отметим одну новинку среди электроустановочных изделий. Фабрика JUNG презентовала серию встраиваемых заподлицо электроустановочных изделий в своей классической линии LS. Смотрится действительно стильно, минималистично и строго.
Один минус – планировать такие решения нужно на самых начальных этапах работы, чтобы заранее заложить все необходимы монтажные рамки. Новинка будет доступна для заказа только в октябре 2016 года.