Кенго Кума – одна из знаковых фигур в японской и мировой архитектуре, владелец международного архитектурного бюро, обладатель почетного французского «Ордена искусств и культуры», автор многочисленных книг и уважаемый профессор токийского университета. Архитектуру будущего Кенго видит в неотрывной связи с экоконтекстом и традицией: каждая его постройка – органичное продолжение ландшафта. Знакомим вас с самыми яркими высказываниями мэтра.
Об архитектуре
«Я всегда думаю, что архитектура не должна быть главным героем окружающей среды. Она должна работать с окружающей средой, но не отделяться от нее».
«Сегодня уникальная форма – не цель дизайна. Мы всегда используем слово покорность в процессе проектирования. Если архитектура выглядит элегантно, то люди будут ненавидеть ее, и это плохая ситуация для архитектурного проектирования».
О японской архитектуре
«Вы нигде больше не найдете такой связи между традиционным сознанием и современной технологией. Западные архитекторы всюду делают одно и то же, а мы работаем исходя из того, что нас окружает».
Об истории
«Здания должны иметь некоторую связь с историей того места, где они возводятся. Меня очень увлекает история мест».
О современных архитекторах
«Я больше всего интересуюсь работой европейских архитекторов и дизайнеров из Финляндии и с севера Европы. Особенно работой мебельщиков и промышленных дизайнеров. Это очень важно, поскольку они всегда думают о взаимосвязи между телом человека и предметами. Архитекторы об этом иногда забывают».
О силе природы
«Проблема общества ХХ века – высокомерие дизайнеров и инженеров. Каждый архитектор и инженер считал, что архитектура была гораздо сильнее, чем природа. После цунами в 2011-м, мы наконец-то поняли, насколько мы слабы перед природой... Критерии для архитектуры после цунами – смиренность».
О материалах
«В молодости, я думал, что бетон – единственный материал для создания рациональных и экономических зданий, но теперь я предпочитаю использовать естественный свет и природные материалы».
«Самое большое значение для меня имеет размер материала. Вопрос пропорций отходит на второй план. Сначала мы решаем, из чего строим, а потом определяем наиболее подходящий для здания размер, чтобы создать целостную структуру».
О свете
«Свет – самый важный элемент, который существует в природе. В процессе своей работы, я всегда внимательно продумываю, как свет будет играть, сочетаться со структурой здания и его окружением».
О прозрачности
«Прозрачность является характеристикой японской архитектуры, я пытаюсь использовать легкие и натуральные материалы, чтобы получить новый вид прозрачности».
О совокупности
«Визуальный эффект – только часть конструкции. Запах, текстуры, эффект света и акустика – необходимые части для полноценного восприятия объекта. Сегодня люди ищут новую архитектуру с помощью средств массовой информации: через книги, через рисунки – только через визуальные образы. В XXI веке они забыли о совокупности опыта. Я хочу восстановить эту совокупность в архитектурном дизайне».
О сотрудничестве
«Я хочу добиться участия местного населения в любом из моих проектов. Создавая проекты, в которых дизайнеры и местные жители могут работать вместе, мы можем открыть потенциал для будущего архитектуры».
О своем поколении
«Я принадлежу к потерянному поколению, которое пришло в архитектуру после окончания эпохи больших заказов. Мы застали заморозки, но в культурном смысле это может быть и лучше, чем ситуация перегрева. У нас больше времени на то, чтобы думать».
О мечте
«Моей мечтой всегда было оживить архитектуру, чтобы она стала словно животным, живой».
О проекте будущего
«Я хотел бы создать музей, но мой идеальный проект – восстановление центра Токио, прошлого Токио, чтобы воссоздать его улицы, деревья, все в человеческом масштабе».