Все больше дизайнеров интерьеров уходят во фриланс: конечно, удобно самостоятельно выбирать проекты для работы, планировать свой график и зависеть только от себя.
Но у любой деятельности есть подводные камни. Мы попросили дизайнера Павла Герасимова поделиться опытом и предостеречь начинающих дизайнеров-фрилансеров от ошибок.
Не хватайтесь за все и сразу
Ошибка многих фрилансеров в том, что они, желая заработать и собрать портфолио, берутся за все, что предлагает рынок.
В итоге конечный результат похож на грустную картинку «Ожидание — реальность»: в портфолио такое не добавишь, а заказчик вряд ли порекомендует вас друзьям. Поэтому сначала определитесь со своим стилем и развивайте в нем экспертность.
Не преувеличивайте свою экспертность
Другими словами: не приписывайте себе опыт и качества, которыми вы не обладаете. Даже если это поможет на начальном этапе привлечь клиентов, обман быстро раскроется на стройке.
Думать «Ну ничего, разберусь по ходу!» — значит обрекать себя на провал и ошибки.
Не останавливайтесь на достигнутом
Если вы новичок в дизайне интерьера, вам просто необходима практика для достижения крутых результатов и повышения стоимости ваших услуг.
Если у вас уже есть определенный опыт, не упускайте шанс прокачать свои знания — например, во время стажировки в крупной дизайн-студии.
Не живите только работой
Реальность такова, что многие дизайнеры-фрилансеры работают по 20 часов в сутки без отдыха и выходных. Ни к чему хорошему, кроме выгорания, это не приведет.
Помимо творчества нужно работать с заказчиками, вести документацию — а без энергии за этим не уследить. К тому же дизайнеру нужно развиваться: ходить в кино, в театр, на профессиональные выставки и читать — выделите время и для досуга.
Не берите проекты «не по любви»
Когда дизайнер берет проект не потому, что хочет сделать красиво и помочь людям обустроить жилье своей мечты, а только из-за заработка, это чувствуется.
Нет вовлеченности в проект, вдохновения и интересных идей: вы не получаете удовольствия от процесса, а заказчик видит посредственную работу.
Не молчите, когда заказчик не прав
Этому не учат в институте и даже на курсах дизайна. Тонкости коммуникации с клиентами — та еще наука: здесь не работает правило «Клиент всегда прав».
Если клиент хочет сделать что-то, что откровенно испортит его квартиру, молчать нельзя. Вы — профессионал: вам важно донести до заказчика, что не все его идеи гениальны.
Не работайте с заказчиком, с которым у вас разные ценности
Если вы хотите сделать стильно и эргономично, а клиент ожидает стиль «дорого-богато», лучше посоветовать заказчику обратиться к другому специалисту.
Если вы хотите сделать качественно, а клиент просит подешевле и побыстрее, не берите проект. Потому что потом все равно ответственность за скорость будет на вас, а для портфолио такой проект «на скорую руку» не пойдет.
Не завышайте или не занижайте цены
Не ставьте цены намного выше, чем это реально стоит. Даже состоятельные клиенты от дизайнера интерьера ожидают соответствия цены и качества.
То же самое и с заниженными ценами. Если в погоне за клиентом вы поставите минимальную по рынку стоимость, то, во-первых, клиент будет искать, в чем подвох, а во-вторых, отсутствие материальной мотивации скажется на качестве вашей работы.
Не ругайтесь с партнерами и поставщиками
Хорошие поставщики отделочных материалов — на вес золота. Так же, как и производители качественной мебели под заказ. Наладить с ними контакт — стратегическое решение, ведь вы сможете предлагать клиенту только лучшее и по выгодной цене.
Не экономьте на качестве
Даже если клиент очень просит сэкономить, есть вещи, с которыми это делать нельзя. Например, мебель — ведь она служит годами. Или отделочные материалы — не хочется менять их через год. Это ваша ответственность сделать не только красиво, но и долговечно.