Архитектурная биеннале в Венеции — глобальное и очень значимое событие. Оно объединяет талантливых архитекторов со всего мира, девелоперов, а также ценителей творчества. В этом году тему биеннале можно назвать злободневной: «Как мы будем жить вместе?». Уверены, таким вопросом во время пандемии задавался каждый.
И хотя биеннале продлится до 21 ноября, из-за ограничений не все смогут посетить невероятную выставку. К счастью, посмотреть на проекты архитекторов можно из любой точки мира. Представляем вам десять павильонов, которые заслуживают вашего внимания.
Немецкий павильон: «2038»
Немецкий павильон вызвал оживленные споры. На стенах пустующего павильона международная группа архитекторов, художников, ученых, политиков и писателей разместила QR-коды. Это своеобразный привет из будущего, а точнее, из 2038 года. После сканирования кода гости могут присоединиться к Облачному павильону: создать свой аватар, посетить встречи и даже посмотреть фильмы. Кто знает, возможно, через 17 лет мир и правда будет таким.
Павильон Музея Виктории и Альберта: «Three British Mosques»
Павильон США: «American Framing»
Датский павильон: «Con-nect-ed-ness»
В датском павильоне объединились архитектура, человек и природа. Бюро Lundgaard & Tranberg Architects создало целую экостанцию — таким образом авторы хотели привлечь внимание к круговороту воды. В инсталляции используется дождевая вода Венеции, которая хранится во внешнем резервуаре. Она циркулирует прямо по павильону и орошает высаженные там же растения.
Скандинавский павильон: «What We Share»
В скандинавском павильоне (его делят Швеция, Норвегия и Финляндия) архитектурное бюро Helen & Hard возвело полномасштабное жилье-кохаузинг. Постройка из дерева включает в себя комбинацию прототипов жилых помещений и пространств общего пользования. «What We Share» — демонстрация сооружений для совместного проживания и важности этих сообществ. Кохаузинги могут решить проблемы окружающей среды, безопасности и ментального здоровья.
Литовский павильон: «Planet of People»
Экспозиция расположилась в церкви Санта-Мария-деи-Дерелитти. В центре находится 3D-сканер, который снимает посетителей биеннале и практически «отправляет» их в открытый космос — на новую искусственную планету. Проектно-исследовательская студия Литовского космического агентства совместно с куратором дизайна и архитектуры Яном Боэленом продемонстрировали работу, призванную изучить вопросы колонизации космоса.
Голландский павильон: «Who is We?»
Архитектор Афайна де Йонг и художница Дебра Соломон воплотили тему биеннале в полупрозрачной инсталляции. Авторы хотели показать, что архитектура может быть более инклюзивной: они объединили все сущности внутри урбанистической системы. Внутри и вокруг красочных ширм размещены мониторы, на которых транслируются перформансы и видео с исследованиями.
Павильон Узбекистана: «Mahalla: Rural Urban Living»
В Венецианской архитектурной биеннале Узбекистан принимает участие впервые. За дебютный проект отвечали Эмануэль Христос и Кристоф Гантенбейн из студии Christ & Gantenbein, а также Виктория Истон. Команда создала масштабную копию дома в узбекской махалле — мусульманском жилом квартале. Конструкция из желтых труб выглядит поистине завораживающе. Архитекторы стремились отдать дань традиционным жилым общинам, которые сегодня оказались под угрозой исчезновения.
Японский павильон: «The Co-ownership of Action: Trajectories of Elements»
Проект, курируемый Кодзо Кадоваки, демонстрирует возможности повторного использования материалов: инсталляция создана из частей демонтированного дома, которые превратились в своеобразные артефакты. По всему пространству разместили скамейки, стены и ширмы, сделанные из демонтированных крыши и фасада.
Британский павильон: «The Garden of Privatised Delights»
В британском павильоне посетители увидят мебель из пабов, ковры, растения и даже туалет. Инсталляция лондонской студии Unscene Architecture включает в себя несколько тематических залов из британских пабов, с центральных улиц и зеленых зон. Таким образом авторы призывают людей по-новому взглянуть на приватизированные общественные пространства.