«Лепота!» — восклицал Иван Грозный, глядя на Москву с балкона. А режиссеры советского кино знали: когда нужно показать красивую жизнь, снимай сталинские высотки. Эти монументальные здания стали настоящими звездами экрана наравне с актерами.
Владимир Меньшов в «Москве слезам не верит» устроил героиням настоящее «переселение» — входят они в одну высотку, а оказываются в другой. И никто не замечал подвоха! Зато все прекрасно понимали: если персонаж живет в сталинке, значит, он добился успеха в жизни.
- В «Москве слезам не верит» героини входят в высотку на Кудринской площади, а снимают интерьеры в доме на Котельнической набережной;
- Катя Тихомирова во второй части фильма живет в «генеральских» домах на Мосфильмовской улице, 11 — символе достатка 70-х;
- В «Любови и голубях» сталинских высоток нет — Меньшов сознательно выбрал простую деревянную архитектуру Карелии;
- Дом на Котельнической стал «звездой» множества фильмов — от «Покровских ворот» до «Брата-2»;
- Высотка на Кудринской называлась «домом авиаторов» — там жил весь цвет отечественного авиастроения.
Кинематографический обман: одна дверь, два дома
Помните, как Катя с Людой входят в подъезд высотки? Дверь открывается на Кудринской площади, а холл — уже на Котельнической набережной! Меньшов «склеил» два разных здания в одно.
«Дом авиаторов» на Кудринской выглядел солиднее снаружи — туда жили конструкторы и герои СССР. А узнаваемые панно над лифтами снимали уже в другой высотке. Два дома, одна мечта: попасть в элитное жилье.
Как говорила Людочка: «Вот это жизнь!» — и действительно, для девушек из глубинки квартира в сталинке была пределом мечтаний. Такое жилье могли получить только избранные.
Котельническая: от профессоров до новых русских
Дом на Котельнической — настоящая звезда советского кино. В цокольном этаже был свой мир: почта, гастроном, парикмахерская, даже кинотеатр! Жильцы могли не выходить из дома неделями.
Здесь жили родители Риты из «Покровских ворот». «Я вас категорически приветствую!» — мог бы сказать любой герой, попав в такую квартиру. А в 90-е в этой же высотке поселилась героиня Салтыковой из «Брата-2» — времена изменились, но престиж остался.
«В 40 лет жизнь только начинается»: элитка на Мосфильмовской
Через 20 лет Катя уже выбегает из подъезда на Мосфильмовской, 11 — «генеральские» дома для партийной элиты. Эти кирпичные красавцы строили специально для директоров заводов и высоких чинов.
Переезд из коммуналки в элитку — наглядная история успеха. Режиссер Меньшов знал: покажи квартиру — и зритель сразу поймет, кто перед ним. «Статистика знает все!» — как говорил Новосельцев, а архитектура в кино знала о героях еще больше.
«Людк, а Людк!»: когда сталинки ни к чему
А вот в «Любови и голубях» Меньшов от высоток отказался полностью. «Васек, ты ли, че ли?» — эти герои явно не из элитных домов!
Дом Кузякиных нашли в карельском Медвежьегорске на улице Нижняя, 12. Никакой монументальности — простой деревянный дом у реки. Голубятню построили специально для съемок, а потом подарили хозяевам.
«Да что вы, в натуре, офигели?» — мог бы сказать Василий, увидев сталинскую высотку. Но фильм доказывал: счастье не в роскошных квартирах, а в простых человеческих отношениях.
Дом как персонаж
В советском кино сталинки были не просто красивым фоном — они рассказывали целые истории. Живешь в высотке — значит, ты из элиты. Мечтаешь о высотке — стремишься к успеху. Все просто и понятно.
«Извините, что помешал вам деньги прятать», — иронизировал дядя Митя в «Любви и голубях». Но деньги действительно открывали двери в лучшие дома. А режиссеры этим умело пользовались: покажи квартиру — и характер героя ясен без слов.
Сталинские высотки в кино — это энциклопедия советских мечтаний. От них до сих пор захватывает дух, как у героинь Меньшова: «Боже мой, какая красота!»
Обложка с сайта: ria.ru