Старый кирпич и стружечные плиты – как в лофте; минималистически скупые формы мебели – как в офисе; вольная игра с уровнями и объемами – как в загородном доме, выстроенном с конструктивистским размахом. Все это нанизано на круговую траекторию, по которой открытое пространство плавно переливается из одной зоны в другую. Так сразу и не скажешь, что автор проекта имел дело с ограниченным количеством квадратных метров. Автор скажет все сам: архитектор Алексей Быков раскрывает секреты переделки студии для молодоженов.
Общая информация
Метраж: 64 квадратных метра
Город: КиевКоличество комнат: 2
Высота потолков: 3,5 метра
Бюджет: около 30 тысяч долларовДизайнер: Алексей Быков
Алексей Быков – архитектор, дизайнер, фотограф. Родился в 1985 году в Черкассах, окончил Киевский национальный университет строительства и архитектуры. В 2012 году организовал свое дело. Является участником группы архитекторов «Манифест» и старается придерживаться главного правила: интерьер в первую очередь должен быть экологичным и экономичным.
Заказчики и пожелания
Обитатели квартиры – молодая пара. Она – дизайнер одежды, он – музыкальный продюсер и звукорежиссер. Заказчики решили переделать двушку в студию, когда готовились к свадьбе – им хотелось провести медовый месяц в обновленной квартире.
Пожеланий было несколько: во-первых, именно заказчики сместили акцент на кухню и попросили сделать ее центром всей композиции интерьера. Во-вторых, нужно было встроить в небольшое пространство студии библиотеку. В-третьих, непременно разместить немногочисленные дизайнерские предметы – стулья и светильники.
Перепланировка
Были демонтированы сразу все перегородки – среди внутренних стен в квартире не было несущих. Новые перегородки были возведены фрагментарно – таким образом, чтобы спальня, гостиная, библиотека и ванная расположились вокруг кухни, исторического символа семейного очага. Из одного помещения можно переходить в другое не останавливаясь.
Для размещения фамильной библиотеки, перевезенной в эту квартиру заказчицей, был спроектирован подиум с дополнительными местами для хранения вещей. Было решено книжный угол составить из двух видов полок, чтобы в будущем можно было при желании переиграть их геометрический рисунок. Сам подиум может при желании использоваться как маленькая сцена – в творческой семье это необходимая опция.
Отделка
Главная роль в отделке, конечно, принадлежит кирпичной кладке. Дом построен в 1905 году, его «родные» стены сложены из старинного кирпича. И мы, естественно, хотели обнажить существующую кладку. Но в стенах, ограждающих квартиру, обнаружилось много настоящих потайных дверей, заложенных силикатными блоками. Я решил, что блоки нужно заменить старинным кирпичом, похожим на тот, из которого выстроен дом. И долго искал подходящий вариант, пока не наткнулся на продажу партии старого царского кирпича с клеймами.
Еще один очень заметный элемент отделки – ориентированно-стружечная плита. Рядом со старинным кирпичом ее крупный рисунок обретает нарочитую непритязательность, сбивает с интерьера весь исторический пафос и какую бы то ни было претенциозность.
Остальные отделочные материалы точно так же предельно просты: массивная доска на полу, окрашенные стены, плитка и реечный потолок в санузле, стеклянная секция стены в гостиной, выкрашенные черным части металлоконструкций для мебели.
Отдельно хочется отметить обои, на которых можно писать маркером – это, по сути, еще один творческий инструмент. Когда хозяева переехали, стена моментально заполнилась эскизами одежды, нотами и текстами песен.
Хранение
Вся квартира – это большая система хранения: много места для вещей заложено в конструкцию подиума. Есть вместительные тумбы в спальне, есть шкаф в прихожей и две узкие гардеробные. И, конечно, очень удобная кухонная мебель.
Свет
Это повод для гордости. Притом что в исходной двушке четыре окна, и все они сохранены и используются в новом проекте, расположены они по одной стене, юго-восточной. Это большой плюс в первой половине дня – квартиру заливает красивый естественный свет. Ближе к вечеру становится довольно темно, поэтому продумана многослойная и многосценарная система искусственного освещения.
Самый крупный «плафон» (и, пожалуй, выше всех расположенный) – это внутриквартирное окно между спальней и гостиной. При имеющейся высоте потолков прозрачный блок выглядит вполне логично, пропускает днем довольно много света, добавляя освещенности и гостиной и спальне, а вечером позволяет создать футуристическую подсветку в обоих помещениях.
Свет под реечным потолком в прихожей и ванной выглядит магически. А множество ламп на разных уровнях в гостиной наполняют пространство уютом.
Все светильники в квартире, кроме любимой лампы заказчицы (Tolomeo от итальянского бренда Artemide), придуманы и изготовлены украинскими дизайнерами: Анной Попович и Василием Бутенко. Приборы Mess от Бутенко – мировая знаменитость, и они стоят у нас в спальне, на очень низких тумбах, чтобы их свет и узор от лепестков не смешивался со светом из стеклянного блока.
Цвет
Тут все просто – охристые тона старинной кирпичной кладки, которую мы ничем не обрабатывали и не красили, задают тон. С ним отлично гармонирует медовый желтый ориентированно-стружечных плит. Оттенки текстиля подобраны в той же согревающей палитре: оливковый, горчичный, теплый кофейный.
А вот элементы металлокаркасов мебели выкрашены в черный – они собирают все теплые оттенки в жесткую конструкцию, не дают им растечься. Вообще, холодный металл и гладкий серый тон всюду «выходят на поверхность» очень вовремя, они организуют и формализуют тона земли. Сине-лиловая подсветка стеклянного блока и кухонного фартука – тоже хороший контраст для теплого интерьера.
Мебель
Вся мебель в квартире, кроме стульев Vitra, выполнена по моим эскизам. Металлоконструкции изготавливал мастер, занимавшийся реставрацией памятника основателям Киева. Деревянные части предметов мебели сделаны из бюджетных столярных материалов. Даже диван «спроектирован индивидуально», не говоря уже о шкафах на подиуме, тумбах в спальне и конструкции кровати.
Декор и текстиль
И того, и другого откровенно мало. Не было смысла декорировать то, что и так великолепно выглядит: кирпичная кладка, древесные стружки, стальной колпак вытяжки и стекло внутреннего окна прекрасны сами по себе. Но обивка дивана и подушки тем не менее выполнены из украинского льна, из него же сделаны занавески на всех окнах. Кухонная утварь и вещи хозяев на стеллажах украшают интерьер лучше всяких безделушек.
Стиль
Я не люблю конкретизировать принадлежность интерьера к какому-то стилю. Это похоже на лофт, это похоже на конструктивизм и на экологический стиль, это кантри под аккомпанемент техно – одновременно и дерзкая, и консервативная композиция. Однако важнее соразмерность пропорций, созвучность цветов и фактур. Все материалы – натуральные, все решения – максимально простые и экономичные. И это уже само по себе стильно.
Сложности
Мы провели с заказчиками масштабный брейнсторм, выяснили на месте, чего все мы хотим. И поэтому все было легко. Даже когда я с приключениями искал старинный кирпич, которого недоставало для отделки стен, даже когда заболел столяр, с которым мы решили сотрудничать – все равно решение в последний момент находилось само собой.
Сроки
Вся работа над проектом заняла один год.
Планировка и концепция
бренды, используемые в проекте
Гостиная
Отделка: обои Ideal Paint
Освещение: потолочный светильник Tolomeo, Artemide; лампы от украинского дизайнера Анны Попович
Мебель: стулья Vitra
Спальня
Освещение: светильник Mess, автор – Василий Бутенко