Чино Дзукки родился в Милане в 1955 году, а в 1978 году окончил Массачусетский институт технологий (M.I.T). Наверняка вы уже чувствуете подвох? На самом деле, изначально нестандартный выбор учебного заведения сам Чино объясняет просто: «В то время я играл на ударных, учился в американском колледже, где встретил девушку, американку. Она решила продолжить обучение в США, я тоже – чтобы быть ближе к ней». И это несмотря на то, что Миланский Политекнико – альма-матер всех современных архитекторов и известных имен XX века!
Как бы там ни было, но после окончания учебы Чино вернулся в Италию и в 1979 году получил еще и диплом Миланского политехнического университета. Сегодня Дзукки – успешный архитектор. Среди его проектов – жилые дома в Аббьятеграссо, Венеции, Анконе, офисные здания в Казореццо, Лукке, Монтевидео, национальный павильон Италии на Венецианской архитектурной биеннале и многое другое.
Дзукки – профессор. Он читает курс архитектурной и градостроительной композиции в родном Миланском Политекнико и занимается исследовательской деятельностью – его критические статьи публикуют многочисленные профильные журналы Италии. А еще он невероятный собеседник. Все, кто с ним встречался, знают не понаслышке: Чино любит разговаривать. Он рассуждает об урбанистике как сочетании форм и хороших манер, восхищается неизвестными широкой аудитории постройками, безошибочно цитирует Эйзенштейна и Поля Валери.
В этом месяце Чино Дзукки стал гостем московской сессии миланской выставки iSaloni – iSaloni WorldWide Moscow 2015, в рамках которой провел мастер-класс «Италия: преемственность традиций и инновационный характер современного дизайна». А эксклюзивно для InMyRoom рассказал о философии своего творчества и секретах личного успеха.
Чино Дзукки об архитектуре и работе архитектора
Архитектура – это сентиментальная математика. К строгости математики (в нашем случае это конструкция), мы добавляем то, что позволяет выразить чувства.
Самое приятное в моей работе – когда идеи, которые пришли в голову может быть еще пять лет тому назад, удается в сжатом виде сформулировать в проекте, чтобы затем увидеть, как они начинают прорастать и расцветать.
Путь архитектора тяжелый, но прелесть в том, что есть в этой профессии и какая-то доля сказки. В детстве ты играешь в строителя – по столу ездит подъемный кран, перемещаются трактора, а потом вдруг ты поднимаешь глаза – и видишь модель, которую ты когда-то придумал, в натуральную величину. Невероятные эмоции!
О музыке, литературе и городах
На рабочую волну меня настраивает музыка: для меня архитектура – все равно что красивая песня, которая звучит где-то фоном. В моем плей-листе 22 000 композиций, в том числе североамериканских индейцев. Мои дети считают меня настоящим музыкальным экспертом.
Я черпаю вдохновение в первую очередь в пейзаже, ведь архитектура неразрывно связана с местом. Также меня вдохновляют сложности, которые связаны с реализацией проекта. Каждый проект позволяет мне прийти к самому себе.
Моя любимая книга... У меня их много (Улыбается). Но особенное впечатление на меня произвел Поль Валери. Даже не столько его стихи, сколько эссеистика. Может быть, дело в том, что он мне очень близок по духу. Одна из любимых книг – «Введение в метод Леонардо да Винчи» (1896 год). В ней Валери рассуждает о Леонардо да Винчи, но по сути пишет о самом себе, о тех вопросах, на которые ему приходилось искать ответы в жизни. Что касается русской литературы, признаюсь, я много раз пытался прочесть знаменитые романы классиков, но к сожалению, в то время для меня они были слишком сложны. Но несколько лет назад я все-таки прочитал «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова.
Город, который вдохновляет... Венеция! Для архитектора работа в Венеции сродни свиданию с Николь Кидман.
О сложностях, которые вдохновляют
Работать в архитектурном бюро – все равно что быть в составе музыкальной группы: один музыкант хочет мазурку играть, другому рок подавай. Важно найти сопряжение.
Трудности в работе – это возможность проявить себя. Я думаю, что самые удачные из моих проектов были реализованы в наиболее сложных условиях. Поль Валери писал, что поэтом может называться лишь тот, кому сложности, связанные с его искусством, не мешают, а наоборот, приносят новые идеи. Так и я не рассматриваю трудности как нечто, что может влиять на мою креативность.
Архитектор должен пройти через субъективизм и найти то решение, которое понравится всем.
О том, что не может не впечатлить
Я хотел бы пообщаться… c Гуннаром Асплундом, малоизвестным шведским архитектором. Вместе с Сигурдом Леверенцом в 1920 году он построил Лесное кладбище на юге Стокгольма, пожалуй, самое красивое в мире. Когда я его увидел, то подумал, что мог бы умереть прямо сейчас, лишь бы быть похороненным здесь. Асплунду удалось превратить кладбище в центр жизни. Здесь люди могут гулять и собирать цветы, сидеть в кафе, кататься на велосипедах, посещать выставки… На мой взгляд, Лесное кладбище – лучший пример того, как архитектура может выполнять и утешительную функцию.
Самое необычное здание в мире – Собор Василия Блаженного на Красной Площади. Когда я смотрю на него, думаю, что это здание создавалось не только архитектором, но и профессиональным кондитером. Оно как будто из диснеевского мультфильма!
Об индивидуальности и диалоге с природой
Своим студентам я говорю... забудьте, что вы хотите быть оригинальными, лучше думайте об индивидуальности.
Любой материал в определенном смысле, как колокол: пока не ударишь в него, не услышишь, как он звонит. Что я хочу сказать: какое-то «насилие» по отношению к материалу мы вынуждены применять. Так, например, камни сами по себе никакой красотой не привлекают, они становятся прекрасными после того, как человек их обработал. Мне в первую очередь интересны те материалы, которым можно придавать новые формы и свойства. Так, Адольф Лоос, известный венский архитектор, говорил, что штукатурка у Микеланджело может оказаться более драгоценной, чем чей-то крайне дорогой мрамор.
Для меня важно, что будет происходить вокруг тех зданий, которые я строю. Ведь одна из задач архитектуры – проектирование зданий в визуальном диалоге с окружающей средой.
Об успехе и планах на будущее
Я хотел бы спроектировать… У меня нет неосуществимых мечтаний – я не пытаюсь угнаться за невозможным. Мир для меня настолько интересен, что нет нужды искать какую-либо химеру. Джон Леннон сказал, «жизнь – это то, что проходит, пока мы сидим и строим планы на жизнь».
Успех – это... всегда сопутствующий результат. Очень часто молодым ребятам-архитекторам хочется сразу стать признанными. Для них искусство – способ достигнуть конечной цели: стать знаменитыми. Но художник не должен ориентироваться на успех – гордостью архитектора, ремесленника должна быть хорошо сделанная им работа. Посмотрите хотя бы на те великолепные сооружения древних архитекторов, которыми можем любоваться и сегодня: они построены людьми, имен которых мы зачастую и не знаем.
Поэтому будучи по натуре человеком достаточно скромным и застенчивым, я рассматриваю успех в первую очередь как возможность получить более приемлемые условия для осуществления следующего проекта.
Свой следующий проект я хотел бы реализовать в Москве!