Недавно мы побывали в квартире-музее Майи Плисецкой, и экскурсовод Оксана Карнович, которая лично знала балерину, рассказала: «Когда мы вместе выходили на сцену, она своей энергетикой заражала всех. Она была моложе нас, двадцатилетних девчонок». Плисецкой было за шестьдесят. Мы посмотрели интервью 2008 года — ей 83, но никогда не скажешь. Подтянутая, живая, с ясным взглядом. Никаких дорогих кремов, никаких процедур. Что она делала, чтобы так выглядеть?
- Балетный класс каждый день до 65 лет — пропуск был чрезвычайным происшествием;
- Умение радоваться чужим успехам вместо зависти — это то, что сохраняет молодость души;
- Один аромат на всю жизнь — Bandit от Robert Piguet, подарок Лили Брик в 1959 году;
- Полное равнодушие к быту и роскоши — достаточно горячей воды и места для сна;
- Страсть к искусству и любовь как главный смысл жизни — остальное тлен.
Балетный класс — каждый день, без исключений
Плисецкая занималась балетным классом до последних дней карьеры. Если пропускала — это было чрезвычайное происшествие. Не болезнь, не усталость, не «сегодня не хочется». Просто ЧП.
Она занималась везде, где только можно было встать к станку. Дома, в театре, в гостиницах во время гастролей. Балетный класс — это не тренировка, это образ жизни. Как чистить зубы. Просто делаешь каждый день.
В 50 лет она станцевала «Болеро» Равеля. В 65 лет — «Кармен-сюиту». В 65! Это возраст, когда многие уже думают о пенсии, а она танцевала сложнейшие партии на сцене Большого театра.
Балет — это не только про внешность. Это про дисциплину тела и духа. Когда ты каждый день заставляешь себя работать, преодолевать боль, тянуться дальше — ты не стареешь. Стареют те, кто сдается, расслабляется, говорит «я уже в возрасте».
Плисецкая никогда не говорила «я уже в возрасте». Она просто продолжала танцевать.
Отсутствие зависти — главный секрет молодости
Оксана Карнович, которая работала с Плисецкой, говорит: «Она обладала удивительным качеством — умением радоваться успехам других. Когда видела что-то яркое, выдающееся, срывалась с места, делала сумасшедшие комплименты, дарила дорогие подарки. Полное отсутствие зависти. А ведь именно зависть заставляет женщин стареть».
Зависть — это яд. Она разрушает изнутри. Вы смотрите на чужой успех и думаете: «Почему не я? Почему ей повезло, а мне нет?» Лицо напрягается, появляются морщины, взгляд становится тяжелым.
Плисецкая радовалась. Искренне. Видела талантливую молодую балерину — восхищалась, хвалила, помогала. Отдавала свои партии молодым артистам, чтобы они росли и развивались. Не держалась за славу, не боялась конкуренции.
Когда ты не боишься, что кто-то тебя затмит, ты свободна. Эта свобода видна на лице. Плисецкая улыбалась легко, смеялась открыто. На фотографиях в 80 лет у нее детская, обезоруживающая улыбка.
Щедрин говорил: «Мы с Майей сохраняли детскость до конца дней». Дети не знают зависти. Они радуются, когда у друга что-то хорошее. Взрослые разучиваются радоваться за других. Плисецкая не разучилась.
Один аромат на всю жизнь
Bandit от Robert Piguet. Этот аромат Плисецкая получила в подарок от Лили Брик в 1959 году на Новый год. Лиля Брик познакомила Плисецкую с Щедриным, они встречали Новый год вместе. Сестра Лили, Эльза Триоле, приехала из Парижа и привезла духи.
Плисецкая была верна этому аромату всю жизнь. Не меняла, не экспериментировала. Один аромат — ее подпись.
Потом формулу изменили. Компанию выкупили американцы, состав поменялся. Плисецкая попробовала и сказала: «Это не тот аромат». Перестала пользоваться духами вообще. Если не тот — значит, не нужен никакой.
Это про верность себе. Не гоняться за новинками, не пробовать все подряд. Найти свое и оставаться с ним. Это касается не только духов. Это про жизнь вообще.
У Плисецкой был свой стиль: туники от Пьера Кардена, удобная обувь на низком каблуке, минимум украшений. Она не следила за модой. Она создавала свой образ и не меняла его под влиянием трендов.
Когда у человека есть стержень, это видно. Не мечется, не пытается быть кем-то другим. Просто живет так, как считает правильным.
Полное равнодушие к быту и роскоши
Плисецкая могла жить в пятизвездочном отеле и в трехзвездочном — чувствовала себя одинаково комфортно. Ездила в плацкарте вместе с артистами труппы. Говорила: «Мне достаточно горячей воды и спального места, где можно отдохнуть».
- Никаких райдеров, никаких капризов. Современные звезды требуют определенную воду, определенные цветы в гримерке, определенную температуру. Плисецкая просто приезжала и работала.
- К быту она была совершенно равнодушна. Щедрин говорил: «Если бы не наша Катюша (помощница по хозяйству), мы умерли бы с голоду». Плисецкая не готовила, не занималась домом. Это было не ее. Ее дело — танцевать.
- Она не коллекционировала вещи. Вообще ничего не собирала. Единственная «коллекция» — смешные фамилии из газет, которые вырезала и вклеивала в тетрадку: Потоскуйки, Недоделки, Непипи. У нее было фантастическое чувство юмора.
- Все подарки, которые получала, тут же раздаривала. Покупала пять одинаковых вещей: одну себе, четыре — в подарок друзьям и коллегам. Если кто-то восхищался ее блузкой, на следующий день получал ее отстиранную и отглаженную.
- Бриллианты снимала с себя и отдавала. Щедрин перестал дарить ей драгоценности — она все раздавала. Стал дарить балеты. Их она тоже отдавала молодым артистам.
Когда вещи не имеют власти над тобой, ты не стареешь. Не копишь, не цепляешься, не боишься потерять. Живешь легко.
Страсть к делу — это энергия, которая не дает увядать
Плисецкая любила сцену. Говорила: «Я ничего не умею делать, я умею только танцевать». Это не кокетство. Это правда. Она была создана для балета.
Когда запретили ставить «Кармен», она сказала в министерстве культуры: «Если этот балет будет запрещен, забудьте про меня. Я не буду на сцене в будущем». Пошла ва-банк. И добилась своего.
В 50 лет станцевала «Болеро» — роль, которую мечтала исполнить всю жизнь. Готовилась к своему 90-летнему юбилею, хотела отметить его на сцене Большого театра. Не дожила — умерла в 89. Но до последнего планировала выступать.
Когда у тебя есть дело, которое ты любишь до безумия, ты не думаешь о возрасте. Ты думаешь о следующем спектакле, о новой роли, о том, что еще не успел сделать. Нет времени стареть.
Плисецкая не боялась работы. Балет — это боль, травмы, нагрузки. У нее было бесчисленное количество травм. Она должна была открывать чемпионат мира по футболу, но случилась травма спины, пришлось отменить. Но она возвращалась. Всегда.
Люди, которые перестают работать, быстро стареют. Выходят на пенсию — и за пару лет превращаются в стариков. Потому что нет цели, нет драйва, нет смысла вставать утром.
Плисецкая вставала утром, потому что нужно было идти на балетный класс. Нужно было репетировать. Нужно было танцевать. И это давало ей энергию.
Любовь — главное топливо жизни
Плисецкая и Щедрин прожили вместе 57 лет. Он был младше на семь лет. Когда женились, ему было 25, ей — 32. Его предупреждали: «Вы испортите карьеру, связавшись с Плисецкой». За ней следило КГБ, ее называли английской шпионкой. Щедрин плевать хотел. Сразу подал заявление в ЗАГС.
Он купил соседнюю квартиру, чтобы рояль не мешал ей отдыхать после спектаклей. Писал для нее балеты. Говорил: «Я не балетоман, я маеман. Я балет не люблю. Я люблю только Плисецкую».
Они завещали соединить их прах и развеять над Москвой. Майя умерла в 2015-м. Родион — в 2024-м. Десять лет ее прах ждал его в Мюнхене. Теперь они вместе.
Когда у тебя есть любовь, ты не стареешь. Потому что есть, ради кого жить. Есть, кто видит тебя красивой в любом возрасте. Есть, с кем хочется просыпаться каждое утро.
Плисецкая на всех фотографиях с Щедриным улыбается как девчонка. В 60, в 70, в 80 лет. Они держатся за руки, смотрят друг на друга. Детскость, которую сохранили до конца.
Философия: искусство и любовь — нетленны, остальное — тлен
Щедрин говорил: «Две вещи нетленные — это любовь и искусство. Когда мы уйдем, мы ничего с собой не унесем. А искусство останется».
Плисецкая жила этой философией. Не копила вещи. Не гналась за статусом. Не тратила энергию на быт, моду, светскую жизнь. Все силы — на искусство и любовь.
Когда у тебя правильные приоритеты, ты не стареешь душой. Можно в 80 лет быть молодой, если живешь страстно, любишь, творишь, радуешься. А можно в 30 быть старой, если уже ничего не хочется, ничего не интересно, только деньги и вещи.
Плисецкая в 83 года давала интервью и говорила о будущем. О планах. О спектаклях, которые хочет поставить. Она не оглядывалась назад. Она смотрела вперед. Вот что сохраняет молодость — взгляд в будущее, а не в прошлое.
Мы стояли в ее квартире и смотрели на фотографии. Плисецкая в 20 лет и в 80. Улыбка та же. Взгляд тот же. Энергия та же. Время над ней не имело власти.
Мы благодарим Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина за возможность побывать в квартире-музее Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. Узнать подробности и записаться на экскурсию можно на сайте музея.
Обложка с сайта: rg.ru






