Кому из нас хотя бы раз не хотелось почувствовать себя героем фильма? Вестерн, боевик, мелодрама – неважно. И вроде все счастливы (ведь в фильме обязательно будет happy end). Но не стоит забывать о том, что все эти красивые дома из вашего любимого сериала – временные декорации. Стоит ли подстраивать свою жизнь под картинку на экране, размышляет архитектор Илья Насонов.
Илья Насонов – постоянный автор InMyRoom, архитектор, выпускник МГХПУ им. С. Г. Строганова, учредитель Nasonov DesignWerke. Последние 7 лет занимается проектированием интерьеров, частных и общественных. В работе оперирует единственным принципом: отстаиванием интересов заказчика. Вдохновение не черпает нигде – по словам Ильи, оно приходит только во время работы.
На эту тему давно спорят и мэтры архитектуры, и искусствоведы, и просто неравнодушные – обсуждают интерьеры фантастических фильмов, дворцы и виды из окон в исторических сагах, расстановку мебели и шторы в драмах... Этот интерес к киношным декорациям легко становится стереотипом, а воплотить в жизнь интерьер, картинку, вырвать ее из контекста, своровать, в конце концов, у главных героев, дело непростое.
Неважно, находятся ли персонажи фильма в итальянских casale, стоят ли на французских балконах с видом на Елисейские поля, ругаются ли в Нью-Йоркских лофтах, спасают друзей из страшной передряги в отелях Южной Америки. Нам ужасно хочется использовать в повседневной жизни эти декорации. Но не стоит забывать, что для режиссеров и сценаристов все это – только фон.
Как сделать из глянцевой сказки образ жизни? Ведь не так страшно купить Rolls-Royse, как страшно его обслуживать.
Все вокруг бьются над переделкой стандартного жилья в голливудские апартаменты, а счастливые обладатели серьезных банковских депозитов думают над тем, как вписать свой идеальный интерьер в ландшафт с панорамным видом на море. И те и другие в поиске одной и той же истины – как сделать из глянцевой сказки образ жизни. Ведь не так страшно купить Rolls-Royse, как страшно его обслуживать.
На мой взгляд, не люди должны вписываться в интерьеры, а интерьеры подстраиваться под жильцов. Даже самые футуристичные дома строят не роботы, а именно люди, адаптируя их под себя, под свои потребности. Хороший пример – главный дизайнер всей космической отрасли СССР Галина Балашева. Не было еще компьютеров с их 3D Max и Autocad, когда она разрабатывала проекты интерьеров космических кораблей «Восток» и «Восход». И ведь создала! Руками!
Возьмем для примера моих любимых Джорджа Лукаса и Стенли Кубрика, Арсения Тарковского с «Солярисом»: минимум цвета, минимум места, максимум эргономики и функциональности в замкнутом пространстве. При этом у всех есть что-то человеческое, что дает нам возможность сравнить себя с героями фильмов.
Копнем глубже: «Назад в будущее». Интерьеры 80-х и интерьеры конца XIX века, в которых Марти Макфлай представляется Клинтом Иствудом. А наивные, но все равно правдоподобные виллы и интерьеры наших дней в этом же фильме. Марти! 2015 уже наступил, и у нас до сих пор нет «найков», ужимающихся под нужный размер.
Вспомните, с каким наслаждением все начали называть свои дачи фазендами после «Рабыни Изауры». Прекрасный пример «человечного» интерьера. А вот зрителю 2000 годов ближе интерьеры и образ жизни героев сериала «Секс в большом городе».
Ключевое сочетание «образ жизни», «стереотип» – вот что такое наши представления о жизни в той или иной эпохе и стране. И формирует их искусство. А самое важное из искусств – это, как известно, кино. Теперь немного о сложном и интересном. Как воплотить кино-интерьер в реальность? Использовать хотя бы в некоторой степени или попытаться имитировать? Начнем с классификации.
Не смотрите фильм, старайтесь обращать внимание только на интерьеры: ставьте на паузу, делайте снимки.
Чтобы воплотить киношный интерьер у себя дома, прежде всего надо разобраться с их основными типами.
1. Фоновые. Они не играют основную роль, их много в течение фильма. Например, в сериале «Интерны», «Теория большого взрыва». В фильмах «Призрак» Романа Полански или «История о нас» с Брюсом Уиллисом. Интерьеры в них всегда звучат так, что мы не помним, где именно происходило действие. Оно происходило. Здесь можно уцепиться за конкретный фрагмент интерьера, деталь, предмет мебели.
2. Усиливающие ощущения. Конечно, это исторические фильмы, и картины где интерьеры играют важную эстетическую функцию. Все фильмы о Джеймсе Бонде такие, сериал «Великолепный век», «Секс в большом городе» и так далее. Не стоит переоценивать такой интерьер. Технически воссоздать такие интерьеры можно, но вы не получите такого же ощущения. Потому что, Париж эпохи Д'Артаньяна находится в Риге.
3. Статичные. Это отдельная песня. Весь фильм – один и тот же интерьер или минимум разнообразия. «Четыре комнаты», «Ирония судьбы или с легким паром», «Гранд Отель Будапешт». Можно ли их применять в жизни? Вряд ли, судите сами: например, большая часть событий в фильме Рязанова «по ощущениям» происходит на лестничной клетке.
4. Футуристичные. Интерьеры будущего – это изменчивая структура. Каждое десятилетие пачками выпускаются фильмы и мультфильмы с разными представлениями о том, что и как будет выглядеть. Очень много в них футуризма 60-х годов ХХ века. Он даже прокрался в «Люди в черном» в виде неудобного кресла, где Уилл Смит заполняет анкету.
Какие могут быть советы для тех, кто все же решил воссоздать киношный интерьер дома? Не смотрите фильм, старайтесь обращать внимание только на интерьеры: ставьте на паузу, делайте снимки. Нелишним будет прочитать рецензии и историю создания, узнать о локациях съемок. Выводы, чуть не забыл: не стоит брать киношные интерьеры на вооружение – лучше ходите в кино, а интерьеры делайте сами.