Заказчики бывают разные. С кем-то работать – одно удовольствие, другие клиенты могут оказаться капризными. А что делать, если заказчик предлагает неудачную идею или вовсе отказывается согласовывать проект? О том, как правильно общаться с настойчивым клиентом и найти компромисс, InMyRoom рассказали профессиональные дизайнеры.
Елена Тихонова: «Довольно часто заказчику не нравится не сама идея, а ваша подача»
«С первого звонка демонстрируйте свою профессиональность – так вы сразу получите больше доверия, – советует дизайнер Елена Тихонова. – Анализируйте психотип заказчика и выражайте свои мысли и идеи соответственно этому психотипу. Например, если заказчик делает акцент на прилагательных, объясняйте свой выбор описательными характеристиками: «красиво, воздушно, легко». А если он эмоциональный человек, смело говорите, какие эмоции вызовет у него ваш интерьер. Так заказчик услышит вас быстрее».
Во время утверждения спорных моментов называйте объективные причины для отказа от идеи заказчика: задержка сроков, выход из бюджета. «Кстати, довольно часто заказчику не нравится не сама идея, а ваша подача. Сделайте картинку максимально «вкусной». А если вы категорически не хотите использовать какое-то предложение заказчика, но он настаивает на визуализации его идеи, сделайте эту визуализацию неуютной, темноватой – и заказчик сам разочаруется в своей идее или выборе материала», – рассказывает Елена.
Ася Бондарева: «Ключ к успеху – понять вкус заказчика»
Дизайнер Ася Бондарева советует делать подборку фотографий разных интерьеров и просить клиента выбрать подходящие варианты. «Я не жалею времени на совместное пролистывание журналов и книг, чтобы понять, что нравится заказчику, а к чему душа совсем не лежит», – рассказывает Ася.
Старайтесь сразу понять вкус заказчика: прописывайте в стилистическом техзадании, какие цветовые сочетания понравились клиенту, а какие варианты предлагать не стоит. «Подписывайте техзадание с двух сторон: только после этого я могу приступить к работе, имея полное представление, какой интерьер понравится заказчику», – говорит Ася.
Эльвира Станкевич: «Главное – вовлекать заказчика в процесс, работать постепенно и последовательно»
Похожей позиции придерживается дизайнер Эльвира Станкевич. «Заказчика нужно подводить к результату постепенно: сначала подробно все обсудить, а потом «познакомить» его с предметами интерьера: предложить посидеть на диванах, потрогать отделочные материалы», – советует Эльвира.
Затем можно показать клиенту разные стилевые и колористические решения на коллажах: пусть заказчик выбирает сколько угодно – для тех, кто любит подумать, это удобно. «Когда я приступаю к 3D-визуализации, заказчик обычно уже не хуже меня представляет, что его ждет. То что он видит на 3D, для него не сюрприз, а результат большой совместной работы», – рассказывает Эльвира.
Ирина Лаврентьева и Анастасия Каменских: «Задайте заказчику вопрос: «Зачем вы меня наняли?»
Дизайнеры Ирина Лаврентьева и Анастасия Каменских советуют уступать заказчику, если его идеи не меняют концепцию интерьера. «А если клиент предлагает то, что вам совсем не нравится и не вписывается в проект, просто задайте ему вопрос: «Зачем вы меня наняли?». Этот вопрос всегда работает», – рассказывают дизайнеры.
Заказчику следует доверять вкусу дизайнера: ведь он стремится сделать интерьер комфортным, гармоничным и эффектным. «Мы всегда уступаем заказчику в вещах, которые не влияют глобально на концепцию. В других случаях – ищем альтернативу, думаем, что можно убрать и заменить, чтобы заказчик остался доволен. В процессе у клиента меняется вкус, он начинает шире смотреть на вещи, и обычно уже не настаивает на реализации своих идей», – говорят дизайнеры.
Макс Жуков: «С заказчиком, который вам подходит, разногласий возникнуть не должно»
Дизайнер Макс Жуков предлагает давать заказчику ограниченный выбор. «Разнообразие вариантов путает неподготовленного человека, и он может выбрать не самый удачный вариант», – объясняет Макс.
Дизайнер также советует слушать своего заказчика. «Уже на первой встрече можно легко понять, сходитесь вы с ним или нет. Профессия дизайнера все-таки творческая и комфорт в работе – это очень важно. Не беритесь за каждый объект, хотя, понимаю, что обстоятельства бывают разные. С заказчиком, который вам подходит, разногласий возникнуть не должно», – говорит Макс.
Советы от InMyRoom: как избежать конфликта
1. Всегда заключайте договор. Даже если заказчик – ваш близкий друг.
2. Говорите понятными фразами, избегая сложных терминов. Это первый шаг к легкому общению.
3. Выслушайте все идеи и пожелания вашего клиента. Его задумки могут пригодиться в работе.
4. Оговаривайте количество правок заранее. Иначе работа над проектом может затянуться не на один месяц.
5. Не вносите правки при заказчике. Иначе он может подумать, что с технической точки зрения внести изменения так же просто, как сделать это на бумаге.