Мы в социальных сетях:
  • Telegram
  • Dzen
  • Канал YouTube
  • VK
  • Подкаст
INMYROOM FOOD
INMYROOM LIFE
Комнаты
Помещения
Здание
Сюжеты
Спецпроекты
Тема месяца

Все, что вы хотели знать о Доме Наркомфина

Двухуровневые квартиры-ячейки, прачечная и детский сад, шезлонги для принятия солнечных ванн на крыше – рассказываем, почему Дом Наркомфина был первым комфортабельным жилым комплексом в Москве
4,6
– 146 отзывов

Построенный в 1930 году по адресу Новинский бульвар, 25/1 по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, Дом Наркомфина стал живым воплощением эстетики конструктивизма и площадкой, на которой удалось применить новейшие архитектурные решения. Подробнее о первом комфортабельном жилом комплексе в Москве рассказываем вместе с Айратом Багаутдиновым – основателем образовательного проекта «Москва глазами инженера».

Айрат Багаутдинов
эксперт
Инженер-строитель по образованию, историк и преподаватель по зову души. Проводит экскурсии, читает лекции для взрослых и проводит увлекательные занятия для детей и подростков.
1. Дом Наркомфина был создан как дом переходного типа – это один из первых комфортабельных жилых комплексов в Москве. Помимо жилого блока планировалось построить здание детского сада и прачечную, а в коммунальном блоке открыть общественную столовую и общественную кухню. Детский сад в итоге тоже разместили в общественном блоке.

2. Несущий железобетонный каркас с сеткой круглых в плане столбов стал настоящей поэзией инженерии XX века. Каркас позволил ужать стену до полос термоизолирующего материала и обеспечил непрерывность ленточных окон, то есть дал дому много света и воздуха, при этом сохранив тепло. Также каркас позволил устроить в доме свободную планировку без привязки к несущим стенам. И конечно, благодаря каркасу, дом вознесся над землей.

3. Три типа квартир-ячеек были применены во внутренней планировке Дома. В центральной части – 8 квартир типа К для больших семей, а на 4–6 этажах – 32 малометражные квартиры типа F. Торцы дома заняты ячейками 2F. Двухуровневые жилые ячейки развивали идею перетекающего пространства и использовали сочетания разных высот.

4. Мебель для Дома Наркомфина спроектировал архитектор и художник Лазарь Лисицкий. Она была встроенной, что позволяло экономить пространство, состояла из модулей, которые можно было собирать в разные «комбинации», и трансформировалась под разные функции в зависимости от потребностей. А для малометражной ячейки типа F без отдельного помещения под кухню был задуман «кухонный элемент» – встроенный шкаф с минимумом оборудования. Вся мебель была типовой – одинаковой для всех.

5. Отсутствие спортзала в жилом комплексе компенсировали идеей физкультурных занятий на крыше жилого блока, где заодно предполагались шезлонги для принятия солнечных ванн. Плоская эксплуатируемая кровля с солярием, как завещал функционалист Ле Корбюзье, победоносно венчала невероятный проект, который вошел в историю мировой архитектуры и не потерял своей актуальности и сегодня.

Сохранить
Информация