Мы в социальных сетях:
  • Telegram
  • Dzen
  • Канал YouTube
  • VK
  • Подкаст
INMYROOM FOOD
INMYROOM LIFE
Комнаты
Помещения
Здание
Сюжеты
Спецпроекты
LIFESTYLE

10 культовых творений советских дизайнеров

Как выглядит сине-белая банка сгущенки, мебельная стенка или плацкартный вагон, объяснять не нужно. Однако имена их создателей знают немногие. Восполняем этот пробел
4,9
– 98 отзывов

Советский дизайн, по своему определению, предназначался в первую очередь для страны и только потом для личных нужд человека. Все дизайнерские решения и технологические новшества принадлежали либо институтам, либо конструкторским бюро. Поэтому лишь у небольшого количества изобретений есть авторство. Именно об этих культовых творениях и пойдет речь.

Авангардный сервиз

После Октябрьской революции Ленинградский фарфоровый завод (ныне ИФЗ) начал производить изделия, «революционные по содержанию, совершенные по форме и безупречные по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Казимир Малевич создал чайный сервиз — причудливую комбинацию геометрических фигур: вместо традиционных форм чашек — полусферы с прямоугольными ручками, вместо традиционной росписи — белый цвет. Художник хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

Удобной посуда Малевича не была, но практичность и не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Кстати, авангардный сервиз производят на Императорском фарфоровом заводе до сих пор.

Фотография:  в стиле , советский дизайн, советские дизайнеры, LIFESTYLE – фото на INMYROOM

Мебель-трансформер

На Всемирной выставке в Париже в 1925 году — первой международной выставке, в которой принял участие Советский Союз, — Александр Родченко представил многофункциональное пространство. Отражение идеалов нового общества, устремленного в будущее. 

Его «Рабочий клуб» — не просто комната в конструктивистском стиле, а эргономичное пространство, в котором советские рабочие могли бы выступать, заниматься самообразованием и проводить досуг.

Мебель клуба была многофункциональной — один предмет не занимал много места и мог запросто трансформироваться в другой. Например, в целях экономии места шахматный столик оснастили поворотной доской, благодаря которой игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест.

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм». А затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

Фотография: Прочее в стиле Эклектика, советский дизайн, советские дизайнеры, LIFESTYLE – фото на INMYROOM

Этикетка для сгущенки

В конце 1930-х годов художник и график Ираида Фомина подготовила несколько вариантов этикетки в разных стилях для советской сгущенки. Однако утвердили именно сине-белый дизайн, который предназначался для жестяных консервных банок вместимостью 325 мл. Дизайн получился настолько удачным, что до сих пор этот эскиз используют в качестве одного из самых узнаваемых брендов как в нашей стране, так и за ее пределами.

Граненый стакан и пивная кружка

По легенде, создательница скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с Казимиром Малевичем придумала граненый стакан с ободком. Однако это не так. Вера Мухина лишь усовершенствовала его форму, благодаря чему стакан стал более прочным и подошел для советской посудомоечной машины 1940-х годов. А вот форму советской пивной кружки Вера действительно придумала сама. 

Автомобиль «Победа»

В 1943 году на ГАЗе началась разработка новых машин под руководством Андрея Липгарта, среди которых был и легковой ГАЗ-25, который хотели назвать «Родиной». По одной из легенд, в июне 1945 года модель показали в Кремле Сталину, который поинтересовался: «Почем будете „Родину“ продавать?» После инцидента автомобиль переименовали в «Победу» и пустили в массовое производство. Правда, название «Победа» генералиссимус тоже не считал удачным: «Невелика победа!» А военные и вовсе просили конструктора сделать салон выше, чтобы садиться в него, не снимая каракулевой папахи.

Автомобиль сняли с производства в 1957 году, но его еще долго можно было увидеть на дорогах. И не только в Советском Союзе — например, в Финляндии практически все такси были «Победами». 

Фотография:  в стиле , советский дизайн, советские дизайнеры, LIFESTYLE – фото на INMYROOM

Плацкартный вагон

Комфортабельности пассажиров начали уделять внимание только в середине 1940-х годов, когда люди массово возвращались из эвакуации. Министерство транспорта объявило конкурс на создание пассажирского вагона открытого типа с деревянными полками. Победитель, 26-летний дизайнер Юрий Соловьев, позже писал в мемуарах: «Первое, что я сделал, — заменил плоские деревянные диваны вогнутыми, чтобы на них было не так жестко сидеть и лежать. Затем решил верхнюю полку не опускать, как это делалось всегда, а поднимать, чтобы оставлять постельное белье на полке». 

Интерьер вагона получился просторным и светлым: кроме авторской конструкции крепления верхних полок впервые были использованы откидные столики, складные лестницы и зеркала, зрительно увеличивающие пространство. Для нового проекта все элементы разрабатывались заново: выключатели, светильники, крючки, держатели.

Мебельная стенка

Борьба с архитектурными излишествами в конце 1950-х годов привела к активному развитию типового строительства. Громоздкая довоенная мебель не помещалась в маленькие хрущевки, поэтому нужна была новая — легкая и компактная. 

Юрий Случевский был ведущим специалистом в Институте мебели СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию. Его деятельность совпала с бурным развитием европейского мебельного дизайна, который в начале 60-х годов был связан с поисками новых форм и конструкций. Именно Случевский разработал прототип мебельной стенки — оригинальную модульную систему, которая позволяла регулировать ширину и высоту всей мебельной конструкции. А еще ввел новые габариты для хрущевок. 

В новом жилом пространстве, где главенствовала мебель простых форм, особую роль играли предметы интерьера: вазы, статуэтки, скульптуры. 

Радиола «Ригонда»

Ни одну вечеринку 1960-х невозможно представить без радиол, среди которых безусловным лидером была модель «Ригонда» — стильная, на длинных изящных ножках, характерных для индустриального модернизма середины ХХ века. Свое название радиола получила в честь острова из романа Вилиса Лациса «Потерянная родина».

Дизайн создал известный латышский художник Адольф Ирбите, работы которого получали высшие награды на всемирных выставках — в 1937 году в Париже и 1958 году в Брюсселе. Ирбите также занимался книжной графикой, разрабатывал фирменные знаки и упаковку.

Фотоаппарат «Зенит»

Владимир Рунге — создатель известных советских фотоаппаратов «Зенит», которые были выпущены в рекордном количестве — более восьми миллионов штук. На первых «Зенитах» стояло съемное окулярное кольцо, позволявшее устанавливать диоптрийную линзу очков для коррекции зрения фотографа. Фотоаппарат стал своеобразным символом оттепели, и именно «Зенитом» снято большинство фотографий в семейных альбомах по всему миру.

Настольная лампа

Большая часть светильников, которые разработал архитектор Михаил Оленев, предназначалась для музеев, банков и гостиниц. Однако в 1968 году он создал лампу, которая своими качествами и внешним видом не уступала европейским образцам — эргономичная, легкая и без излишеств. Собственного имени у лампы не было — она называлась просто «Лампа настольная».

Георгий Данелия в своих воспоминаниях «Безбилетный пассажир» так описывал Оленева: «…он все равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертеж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш „Кохинор 6В“, думал и по кальке правил проект… А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе — глазастый вертолет, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме».

На обложке фото из материала:  Личный опыт: как обустроили квартиру без дизайнера

Сохранить
Информация