В 1970-х годах в северо-западной части Москвы появилось здание, которое и сегодня выглядит футуристично — 13-этажный жилой дом, парящий над землей на 40 бетонных опорах. Дом на Беговой улице, 34 получил множество прозвищ: «дом-сороконожка», «дом-осьминог», «избушка на курьих ножках», но самым известным стало простое и емкое — «дом на ножках». Это уникальное творение советского архитектора Андрея Меерсона стало одним из самых ярких примеров модернистского экспериментального строительства в СССР и до сих пор остается визитной карточкой района.
Рождение идеи: между мечтой и реальностью
История «дома-сороконожки» началась в 1973 году, когда архитектор Андрей Меерсон получил необычный заказ — спроектировать гостиницу для будущей Олимпиады-80. Эту гостиницу планировали возвести на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро «Водный стадион».
Здесь и родилась идея поднять здание над землей на бетонных опорах. Такое решение позволило бы не перекрывать доступ к берегу водохранилища и создать свободное пространство для прогулок под зданием. Кроме того, «ножки» должны были обеспечить свободную циркуляцию воздуха, что было особенно важно для комфорта будущих постояльцев в летнюю жару.
Однако в ходе подготовки к Олимпиаде планы изменились. Было решено строить гостиницу в другом месте, а проект Меерсона перенесли на Беговую улицу, рядом с Ленинградским проспектом — одной из главных магистралей города. При этом необычную конструкцию с опорами решили сохранить, хотя первоначальная идея обеспечения доступа к водоему уже не была актуальной.
По новому плану здание должно было стать не гостиницей, а жилым домом для работников авиационного завода «Знамя Труда», который располагался неподалеку. Отсюда и появилось еще одно название — «дом авиаторов»
Архитектурные особенности: брутализм по-советски
«Дом-сороконожка» представляет собой яркий пример советского брутализма — архитектурного направления, популярного в 1970-х годах. В основе брутализма лежит использование необработанного бетона (фр. béton brut) и подчеркнутая массивность конструкций.
Здание представляет собой 13-этажный панельный дом длиной 130 метров, разделенный на три секции. Главная особенность дома — 40 железобетонных опор (20 пар), которые поднимают первый жилой этаж на уровень четвертого. Опоры имеют характерную форму: они сужаются книзу, что визуально делает их легкими и стройными, несмотря на массивность всей конструкции.
Интересно архитектурное решение фасада: здание расширяется кверху, а панели уложены таким образом, что напоминают чешую или черепицу. Это создает визуальный эффект «мускулистости» и динамики — характерные черты брутализма.
Всего в доме 299 квартир, а также два технических этажа — нижний под опорами и верхний между последним жилым этажом и крышей. Здание оснащено четырьмя лифтами и двумя мусоропроводами в каждой секции.
Технические вызовы: как построить «невозможное»
Реализация такого нестандартного проекта потребовала нетривиальных инженерных решений. В период, когда строился «дом-сороконожка», советское строительство было ограничено едиными стандартами панельного домостроения. Архитектору пришлось проявить изобретательность, чтобы создать уникальное здание из типовых деталей.
Меерсон использовал серийные панели, но расположил их внахлест, создав эффект чешуи. Опоры были спроектированы таким образом, чтобы обеспечить максимальную устойчивость здания при минимальной площади соприкосновения с землей.
Особую сложность представляла система коммуникаций. Инженерам пришлось разработать специальные решения для прокладки трубопроводов и электропроводки через опоры, чтобы обеспечить все квартиры необходимыми удобствами.
Несмотря на кажущуюся хрупкость конструкции, дом оказался исключительно прочным. За более чем 40 лет эксплуатации он не испытал серьезных структурных проблем, что свидетельствует о высоком качестве проектирования и строительства.
Жизнь в «парящем» доме: практичность и эмоции
Когда в 1978 году строительство было завершено, сотрудники авиационного завода, получившие здесь квартиры, отнеслись к необычному дому со смешанными чувствами. С одной стороны, они гордились уникальным жильем, которое выделялось среди типовой застройки. С другой — многие испытывали беспокойство: насколько безопасно жить в здании, которое кажется парящим в воздухе?
Время показало, что опасения напрасны. Дом оказался не только архитектурно интересным, но и вполне комфортным для проживания. У него есть и практические преимущества:
Отсутствие первых этажей решает проблему шума и пыли с улицы;
Свободное пространство под домом защищает от скопления выхлопных газов;
Необычная планировка обеспечивает хорошую инсоляцию большинства квартир.
Конечно, есть и недостатки. Жители отмечают необычную форму комнат (многие из них трапециевидные из-за особенностей конструкции), а также специфическую акустику: звуки в пространстве под домом могут разноситься на значительные расстояния.
Культурное значение: от архитектурного эксперимента до символа эпохи
«Дом-сороконожка» быстро стал заметной архитектурной достопримечательностью Москвы. Его необычная форма привлекает внимание не только архитекторов и историков, но и кинематографистов. Здание можно увидеть в нескольких российских фильмах, в том числе в «Ночном дозоре» и «Тушите свет!».
Архитектурные критики признают значимость этого проекта. Елена Гонсалес, архитектурный критик, отмечает: «Дом на Беговой – одно из самых интересных московских зданий... Безусловно, он – яркое воплощение брутализма 70-х, но в галерее московских памятников дом на Беговой не менее значителен, чем шедевры предыдущих веков».
Важно отметить, что «дом-сороконожка» — не единственное подобное здание в Москве. Идея домов на опорах была популярна в советской архитектуре начиная с конструктивистского периода 1920-30-х годов. Знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре, спроектированный Моисеем Гинзбургом, также частично опирается на опоры-«ножки». В 1960-х годах на проспекте Мира появился 25-этажный дом на опорах, также прозванный «сороконожкой». Но именно дом Меерсона на Беговой стал самым ярким воплощением этой архитектурной идеи в Москве.
Архитектор и его наследие
Создатель «дома-сороконожки» Андрей Дмитриевич Меерсон (1930-2020) был одним из ведущих советских архитекторов послевоенного периода. Сын архитектора Дмитрия Соломоновича Меерсона, он получил профессиональное образование и впоследствии стал заслуженным архитектором РСФСР, а позже — народным архитектором РФ.
Кроме «дома на ножках», Меерсон спроектировал множество других значимых объектов в Москве, в том числе:
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе;
Микрорайон Химки-Ховрино;
Жилой «красный дом» на улице Серегина;
Здание Миноборонпрома на 1-й Брестской улице;
Гостиница «Ритц-Карлтон Москва» (одна из последних работ).
В 1992-1996 годах Меерсон был президентом Союза московских архитекторов. В последние годы жизни архитектор переехал в США, где и скончался 29 января 2020 года в возрасте 89 лет.
Что посмотреть, если вы решите посетить «дом-сороконожку»
Если вы заинтересовались этим необычным зданием и хотите увидеть его своими глазами, вот несколько советов:
Адрес: Москва, Беговая улица, дом 34;
Ближайшие станции метро: «Динамо», «Беговая»;
Лучшее время для посещения: дневное время, когда вы сможете рассмотреть детали конструкции.
Хотя дом является жилым и внутрь попасть сложно, можно прогуляться под зданием, ощутив уникальное пространство, созданное архитектурной концепцией «домов на ножках». Обойдите здание по периметру, чтобы увидеть, как меняется его восприятие с разных точек зрения.
И, конечно, не забудьте сделать несколько фотографий — этот архитектурный шедевр советского модернизма точно заслуживает места в вашей коллекции впечатлений от необычной Москвы.
«Дом-сороконожка» на Беговой — яркий пример того, как архитектурный эксперимент может стать символом эпохи. В нем воплотились и смелый творческий замысел, и технические достижения советской строительной индустрии, и мечта о новых формах жилого пространства. Спустя десятилетия после постройки он продолжает впечатлять и вызывать удивление, оставаясь одним из самых необычных зданий Москвы.
Обложка: pinterest.com