Недавно мы побывали в квартире-музее Майи Плисецкой, и экскурсовод рассказала историю, от которой мурашки: «К ней нельзя было подойти и сказать: "Ах, какая у вас красивая блузка". Потому что на следующий день вы получали ее отстиранную, отглаженную — в подарок». Драгоценности она снимала с себя моментально, если кто-то восхищался. Щедрин перестал дарить ей бриллианты — бесполезно, все равно раздаст. Стал дарить балеты. Их она тоже раздавала молодым артистам. Что это было — расточительность, широта души или особая философия жизни?
- Плисецкая покупала по 5 одинаковых вещей: одну себе, остальные в подарок коллегам и друзьям;
- Снимала украшения прямо с себя и отдавала, если кто-то восхитился — Щедрин перестал дарить бриллианты;
- Привозила из-за границы чемоданы подарков — нумеровала их: первый и второй для других, третий свой;
- Не собирала коллекций — единственное, что копила: смешные фамилии из газет (Потоскуйки, Недоделки);
- Философия Щедрина и Плисецкой: искусство и любовь нетленны, остальное — тлен.
Пять одинаковых вещей: одна себе, четыре в подарок
Плисецкая гастролировала по всему миру. Париж, Нью-Йорк, Лондон. Видела красивую вещь в магазине — покупала сразу пять штук. Одну оставляла себе, остальные везла в подарок.
Это не про деньги. Хотя денег у нее было достаточно — она зарабатывала огромные гонорары за границей. Но дело не в том, что она могла себе позволить. Дело в том, что она не могла иначе.
Экскурсовод рассказывает: «Она делала сумасшедшие подарки. Дорогие. Если видела что-то яркое, выдающееся, срывалась с места и дарила то, что считала ценным».
Представьте: вы балерина труппы, Плисецкая приезжает с гастролей и раздает всем одинаковые блузки. Или шарфы. Или что-то еще. Не избранным, не любимчикам. Всем, кто рядом. Потому что увидела красивую вещь и подумала: «Это понравится девочкам».
Это щедрость, которая не ждет благодарности. Не требует восхищения. Просто дарит, потому что так хочется.
Нельзя было хвалить ее вещи
К Плисецкой опасно было приходить в гости. Если вы восхищались чем-то из ее гардероба, она тут же это снимала и отдавала. Или на следующий день приносила в театр — отстиранное, отглаженное, упакованное.
Это не кокетство в стиле «да что вы, возьмите, мне не жалко». Это искреннее желание сделать приятное. Человеку понравилась вещь — пусть она будет у него. Зачем держать то, что может радовать другого?
Оксана Карнович, работавшая с Плисецкой, говорит: «Драгоценности она снимала моментально. Прямо с себя. Кто-то восхитился кольцом — она его сняла и отдала. Браслетом — то же самое».
Щедрин сдался. Перестал дарить жене бриллианты. Бесполезно — через неделю все уйдет к кому-то другому. Стал дарить балеты. Писал музыку, ставил спектакли специально для нее. Это нельзя раздарить. Или можно?
Оказывается, можно. Плисецкая отдавала свои партии молодым артистам. «Вот этот балет — тебе. Танцуй, развивайся, проявляй свою индивидуальность». Для нее было важно, чтобы искусство жило, а не чтобы она одна владела ролями.
Чемоданы с подарками: система нумерации
Плисецкая возвращалась из-за границы с чемоданами. Много чемоданов. Она их нумеровала: первый — подарки, второй — подарки, третий — мой.
Гонорары за выступления оставались за границей — в СССР их не переводили. Артисты получали мизерную часть, остальное оседало в посольствах. Плисецкая копила деньги там, где зарабатывала, и тратила на подарки.
Привозила чемоданами. Коллегам, друзьям, родным, помощнице по хозяйству. Никто не оставался без внимания. Это была не демонстрация богатства. Это была забота.
В СССР дефицит. Хорошую косметику не купить. Качественную одежду не достать. Плисецкая привозила и делилась. Потому что могла. И потому что хотела, чтобы близкие люди тоже имели доступ к красивым вещам.
Она собирала деньги сама, вываливала их на стол чиновникам, когда нужно было что-то пробить. И понимала, сколько стоит. Не разбрасывалась направо и налево. Но и не копила. Зарабатывала — делилась.
Единственная коллекция: смешные фамилии
Плисецкая ничего не собирала. Ни фарфора, ни статуэток, ни антиквариата. Ни марок, ни монет, ни книг для красоты полок. Вообще ничего.
Единственное, что коллекционировала — смешные фамилии из газет. Видела в статье фамилию типа Потоскуйки, Недоделки, Непипи — вырезала и вклеивала в тетрадку. Это была ее единственная «коллекция».
У нее было фантастическое чувство юмора. Она не лезла за словом в карман, называла вещи своими именами, смеялась от души. И эти фамилии ее веселили. Собирала их как анекдоты.
Все остальное в квартире — подарки. Сервиз, где на каждой тарелке Плисецкая в одной из своих партий — подарок поклонников 1969 года. Картины Марка Шагала — он попросил ее позировать, изобразил как инопланетянку. Работы Ива Сен-Лорана. Туники от Пьера Кардена.
Это вещи с историей. С эмоцией. С памятью о людях. Не просто предметы, купленные для заполнения пространства. Каждая вещь — это встреча, событие, чувство.
А покупать просто так, для себя, накапливать — зачем?
Философия: искусство останется, вещи — тлен
Родион Щедрин говорил: «Две вещи нетленные — это любовь и искусство. Когда мы уйдем из этого мира, мы ничего не унесем с собой. Впереди себя тележку не повезем, коленками подталкивать не будем. А искусство останется».
Плисецкая жила этой философией. Вещи — тлен. Временное. Неважное. Зачем держаться за них? Зачем копить? Зачем переживать, если что-то потеряешь или сломается?
Она отдавала бриллианты, потому что они не имели для нее ценности. Красиво? Да. Дорого? Да. Но это просто камни. Они не греют душу. Не делают тебя счастливее. Не остаются после смерти.
А балет — остается. Музыка — остается. Искусство — остается. Вот что имеет значение.
Когда ты понимаешь, что вещи — тлен, ты свободен. Не привязываешься. Не боишься отдать. Не страдаешь от потери. Можешь щедро дарить, потому что не цепляешься.
Щедрость без ожидания благодарности
Плисецкая не ждала, что ей будут благодарны. Не требовала признательности. Не обижалась, если кто-то не оценил подарок. Просто дарила и шла дальше.
Это редкое качество. Обычно люди дарят и ждут реакции. Понравилось? Обрадовался? Достаточно ли восхитился? Если реакция не такая, как ожидали — обижаются. «Я столько для тебя сделала, а ты даже спасибо толком не сказал».
Плисецкая так не жила. Она дарила, потому что ей так хотелось. Не ради ответной благодарности. Ради самого акта дарения. Потому что это приносило радость ей самой.
Оксана Карнович рассказывает: «Она обладала удивительным качеством — умением радоваться успехам других. Видела что-то яркое, выдающееся — срывалась с места, делала комплименты, дарила подарки. Полное отсутствие зависти».
Зависть заставляет людей скупиться. Завистливый человек не может щедро дарить — ему всегда кажется, что другие получают больше, чем заслуживают. Плисецкая не знала зависти. Поэтому могла отдавать легко.
Отношение к деньгам: зарабатывать, чтобы делиться
Плисецкая зарабатывала огромные деньги. Гастроли по всему миру, гонорары, которые в СССР можно было по пальцам пересчитать, у кого такие были. Но она не копила.
Тратила на подарки. Помогала семье Щедрина — его помощнице по хозяйству Кате, которую спасли от лагерей, Щедрин потом купил жилье, сделал московскую прописку. Поддерживала молодых артистов — не только балетами, но и материально.
Деньги для нее — это инструмент. Способ делать добро, помогать, радовать. Не самоцель. Не предмет накопления и гордости.
Она могла жить в пятизвездочном отеле и в трехзвездочном — чувствовала себя одинаково. Ездила в плацкарте с труппой. Говорила: «Мне достаточно горячей воды и места для сна». Никаких капризов, никаких требований.
Когда деньги не главное, ими легко делиться. Когда главное — искусство и любовь, остальное становится второстепенным.
Что осталось после нее
Плисецкая не оставила коллекцию бриллиантов. Не оставила гардероб из тысячи нарядов. Не оставила богатства, сложенного в банках.
- Она оставила искусство. Партии, которые танцуют до сих пор. Спектакли, которые ставят в ее честь. Память о балерине планетарного масштаба.
- Она оставила любовь. 57 лет с Родионом Щедриным. Историю, которая закончилась в небе над Москвой — их прах соединили и развеяли, как они завещали.
- Она оставила пример. Как жить щедро. Как не цепляться за вещи. Как радоваться чужим успехам. Как отдавать, не ожидая благодарности.
В ее квартире на Тверской стоят чемоданы с наклейками Lufthansa. Пустые. Когда-то они были полны подарков. Теперь это просто память о том, как она жила.
Экскурсовод показывает детские ботиночки двухлетней Майи, которые хранила сначала мама, потом тетя. Маленький сервиз, в который играл ее младший брат в лагере для жен изменников родины. Пудру 1947 года, когда она впервые станцевала «Лебединое озеро».
Вещи с историей. С душой. С памятью. Не просто предметы. А свидетельства жизни, прожитой не зря.
Мы благодарим Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина за возможность побывать в квартире-музее Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. Узнать подробности и записаться на экскурсию можно на сайте музея.
Обложка с сайта: culture.ru
