Изучение истории появления мебели-трансформера ломает многие привычные суждения и заставляет избавляться от главного стереотипа – что мебель-трансоформер является продуктом современной эпохи, изобретенным из-за тесноты малогабаритных квартир XX века.
На самом деле основной идеей создания мебели-трансформера стало ее удобство и многофункциональность. Первой мебелью-трансформером вполне можно считать египетские складные стулья, которые появились задолго до наступления новой эры.
При этом надо сказать, что использовать складные стулья-трансформеры не брезговали как простые граждане Египта, так и царственные особы.
Например, складной стул-трон знаменитого фараона Тутанхамона сопровождал его во всех походах, сидящим на этом стуле, он изображается на многих старинных фресках и папирусах.
Кстати, преимущества складной мебели-трансформера для военных походов оценили не только египетские фараоны, но и европейские императоры.
Кровати-раскладушки сопровождали в походах многих российских императоров, например Александра I.
А вот у императора Александра III был целый складной кабинет. Обратите внимание, как продумана в нем каждая деталь. Походный сундук имеет откидные крышки, которые легко преобразовывают его в умывальный столик с зеркалом, здесь же хранятся предметы личной гигиены – графины для воды, металлический тазик, маникюрный набор.
В других отделениях нашлось место головным уборам, эполетам, коробочкам для хранения табака и дорожному несессеру. Отдельное местечко отведено под гомеопатическую аптеку.
В верхнем отделении сундука хранится походная мебель – компактный письменный стол с конторкой, 2 складных кресла. Обратите внимание, как оригинально и удобно верхнее отделение сундука после освобождения его от мебели превращается в походную кровать.
Но не только императоры и фараоны использовали мебель-трансформер. Французские и английские аристократы имели в своих кабинетах и библиотеках складные секретеры и кресла-кровати.
Удобным, практичным и оригинальным изобретением можно считать лесенки-комоды или лесенки-диваны, которые имели все классические свойства мебели-трансформера, – компактность и многофункциональность.
Мебель-трансформер присутствовала не только на европейском континенте. В XVIII веке в США появилась своя разновидность мебели-трансформера, которая стала особенно популярной в XIX веке – стол-трансформер, который превращался в кресло.
Но если появление мебели-трансформера в особняках и замках аристократов все же не носило массового характера, то с началом века индустриализации и с перемещением населения в города ее актуальность возросла во много раз.
Города росли, а площади квартир уменьшались. Для того чтобы соответствовать условиям большого города, мебель должна была становиться все более компактной и универсальной.
Главные преимущества трансформируемой мебели для городских квартир – экономия пространства и предельная функциональность - заставили мебельных дизайнеров обратить к ней свой взор.
К концу XIX века мебель-трансформер стала привычным явлением в квартирах горожан. В Германии были изобретены кровати с выдвижными ящиками для хранения белья, а в Англии переняли традиции изготовления походной мебели и создали комоды, которые в домашних условиях использовались как традиционный предмет мебели, а в путешествиях – как складные чемоданы. И конечно же, самой популярной мебелью-трансформером того времени стала диван-кровать.
Вполне логично, что мысли инженеров-мебельщиков витали в основном вокруг спального места, которое было необходимо ночью, но не требовалось днем.
Продолжением логической эволюции этого предмета мебели стало появление кровати-шкафа, запатентованной в 1918 году в США. В сложенном виде это был стенной шкаф, в котором могли храниться одежда, постельные принадлежности и другие вещи. При приведении в действие специального механизма шкаф превращался в откидную кровать.
Немецкие мебельщики наладили выпуск кухонных столов-кроватей, которые предлагалось использовать в качестве спальных мест для прислуги. В сложенном виде стол-кровать представлял собой тумбу, внутри которой днем пряталось спальное место.
Вторая половина XX века – эпоха расцвета мебели-трансформера. Полюбилась эта мебель и советским гражданам, которые стали перебираться в отдельные квартиры. Раскладушка, диван-кровать, кресло-кровать и стол-книжка стали неизменными атрибутами каждой малогабаритной советской квартиры. Классика жанра советского союза – диван-кровать.
В конце XX века произошли изменения в мировоззрении на мебель-трансформер, больше внимания стало уделяться эстетической составляющей мебели, а также ее адаптации в стильных, современных интерьерах.
Одной из новых концепций мебели-трансформера в это время стала идея "исчезающей" мебели, т.е. мебели, которая появляется в интерьере только в случае необходимости. Ярким выразителем этой идеи стал Джо Коломбо – итальянский дизайнер-футуролог, которому удалось перевернуть представление о многих привычных вещах.
По словам дизайнера, людям будущего потребуется новый тип среды обитания, в которой пространства могут трансформироваться и подходить "для медитации и экспериментов, для интимности и для общения". Многие идеи, которые сегодня используют производители мебели-трансформера, являются продолжением работ Джо Коломбо.