Грамотно организовать пространство комнаты, в которой обитают сразу два ребенка, – задача не из легких. Ведь банальный дефицит квадратных метров – далеко не единственная проблема, с которой предстоит столкнуться. И если в детской для малышей первых годов жизни достаточно оборудовать два спальных места и общую игровую зону, то интерьер комнаты для детей 5-6 лет требует куда более тщательного планирования.
Дети старшего дошкольного возраста уделяют много времени подготовке к школе, а значит, им просто необходимы удобные, и главное, самостоятельные рабочие места. Конечно, в теории можно заниматься по очереди за одним столом, но поверьте, на практике этот план окажется нежизнеспособным. Вряд ли один из детей станет усердно трудиться, пока другой развлекается.
Итак, как же организовать рабочие места для двоих детей в одной комнате?
Дети одного возраста (или с небольшой разницей)
У детей одного возраста должны быть индивидуальные, но при этом максимально похожие рабочие места. Поэтому при покупке мебели, аксессуаров и принадлежностей для занятий постарайтесь подобрать одинаковые или почти одинаковые предметы. Чем меньше различий в них будет, тем меньше поводов для детских конфликтов, вызванных завистью и чувством соперничества.
Канцелярию и небольшие аксессуары лучше приобретать в двух цветах, тогда малыши не запутаются, где чьи предметы. Этот прием также поможет решить вопрос с оформлением рабочих мест для разнополых детей, чьи колористические предпочтения кардинально разнятся. Например, на столе девочки все предметы могут быть розовыми, а в зоне занятий мальчика – синими.
Что касается расположения рабочих мест, то здесь существует несколько вариантов. Оптимальный вариант размещения столов – вдоль окна. Оно обеспечивает максимальное естественное освещение рабочей зоны. Если размеры окна достаточно велики, можно отказаться от столов как таковых и заменить их широкой столешницей, установленной вместо подоконника.
Чтобы обозначить личную зону каждого ребенка, рабочие места рекомендуется разделить тумбочками или книжным стеллажом. Не стоит использовать в качестве перегородки мебель с общими или сквозными полками. Детям необходимо четкое разделение пространства, в котором они будут хранить свои личные вещи. Поэтому если стеллаж, то закрытый двусторонний; если шкафчик, то с двумя дверцами; если тумбочка, то сразу в двойном экземпляре.
Если же длина стены не достаточно велика, чтобы разместить две полноценные рабочие поверхности, можно поставить столы (или один широкий стол) перпендикулярно окну, так чтобы, занимаясь, дети находились один напротив друга. Этот вариант имеет дополнительный плюс: по мнению психологов, дети меньше отвлекаются от учебы, сидя друг к другу лицом.
В случае, когда малыши не слишком ладят между собой, можно поставить столы перпендикулярно окну, но вдоль противоположных стен. Таким образом каждый из детей получит индивидуальное обособленное рабочее пространство.
Дети разных возрастов
Рассмотрим ситуацию, когда в одной комнате обитают дети разного возраста – например, новорожденный и ребенок-дошкольник или подросток и дошкольник. В таком случае создать идентичные условия для каждого из них просто не получится ввиду слишком разных возрастных потребностей.
Выход только один – зонировать пространство комнаты. Это можно сделать с помощью перегородок, мебели или цвета. Последний вариант не рекомендуется, так как создает только эмоциональное разделение пространства, а этого недостаточно. Оптимальное зонирование – это когда в каждой зоне присутствует окно или хотя бы половина большого окна. Однако если такой вариант невозможен (одно маленькое окно, вытянутая комната), пространство возле окна должно достаться тому из детей, кому необходимо рабочее место. Если рабочий стол имеется у обоих детей, выбор делается в пользу младшего, чье зрение еще не окрепло.
Общие моменты
На рабочей поверхности должно быть достаточно свободного пространства. А так как два больших стола в одной детской комнате не всегда удается разместить, следует все учебные принадлежности переместить на полки, расположенные в рабочей зоне. Они должны быть представлены в достаточном количестве и находиться на расстоянии вытянутой руки ребенка. Если рабочие столы находятся в непосредственной близости друг от друга, постарайтесь сосредоточить системы хранения с противоположных сторон, чтобы обеспечить каждому из детей самостоятельное пространство для хранения вещей.
Чтобы максимально разгрузить столы, откажитесь от настольных ламп. Подвесные или встроенные над столом светильники вполне смогут обеспечить достаточное освещение рабочей зоны.
В связи с дефицитом свободного пространства в рабочей зоне от дополнительного декора лучше воздержаться. Его роль сыграют рисунки, аппликации и поделки, которые ваши дети захотят разместить на стенах и полках. Если же вам удалось настолько грамотно организовать рабочее пространство, что в нем даже осталось пустующее место, отведите его под установку дополнительного оборудования –например, принтера. Конечно, оценить его функциональность в полном объеме дети смогут только пойдя в школу, но и до тех пор ему можно найти применение. На принтере можно распечатать правила поведения дома, учебное задание, расписание занятий в кружках, темы для запоминания (алфавит, таблицу с цифрами, ноты).
И в заключение: если вам в детстве приходилось делить комнату с братом или сестрой, вспомните все положительные и отрицательные моменты этого соседства. Они помогут вам правильно подойти не только к организации рабочего пространства, но и к оформлению детской в целом.