Отвечая на вопросы о своей профессии, он редко использует архитектурные термины и описывает детали проектов. Его волнуют глобальные проблемы социума и возможности их решить с помощью уникальных архитектурных идей. Несмотря на всемирно известные проекты, пятилетний опыт преподавания в Гарварде и неоднократное пребывание в составе Притцкеровского жюри, получение самой высокой награды в области архитектуры стало для Алехандро Аравены полнейшей неожиданностью.
Мировую известность ему принес проект социального жилья Квинта-Монрой, реализованный в 2004 году в Икике (Чили). Оригинальность идеи была в том, что часть дома жителям предлагалось достроить самостоятельно. Это позволило значительно сократить расходы на строительство и аренду жилья как государству, так и самим горожанам. Концепция «полдома» и сегодня успешно реализуется во всей Южной Америке, в том числе и в рамках постройки бюджетных домов после стихийных бедствий. Не менее успешным стал проект доступного жилья в мексиканском Монтеррее, за который в 2008-м Аравена был удостоен «Серебряного льва» на Венецианском архитектурном биеннале.
Совмещая должности исполнительного директора в компании Elemental и владельца собственной студии AA Architects, 49-летний Аравена преследует единые цели: с помощью архитектурных решений преодолеть социальные барьеры в обществе и сделать социальное жилье доступным и достойным. Публикуем несколько высказываний Алехандро о его работе, задачах и творчестве.
1. Об архитектуре
«В отличие от скульптора, который просыпается утром, решает создать скульптуру и делает это, я не просыпаюсь утром с невероятным желанием спроектировать офисное здание. Кто-то обязательно должен нуждаться в этом. Архитектура является выражением потребностей, желаний и сил, которые находятся вне тебя, будь то правительство, частное лицо или сообщество».
2. О неравенстве
«Это вопрос не только экономики, но и культуры тоже. Нельзя строить города только для проживания бедных или только для того, чтобы тешить эго самых богатых. Правильный подход в том, чтобы успешно выполнялись обе эти функции… Поэтому города нужно изначально проектировать так, чтобы в них была заложена возможность улучшить качество жизни их обитателей. В этом ключ к решению проблемы неравенства».
3. Об архитектуре и обществе
«Ошибочно ждать от общества интереса к проблемам архитектуры. На самом деле архитектура должна держать руку на пульсе и знать, что в данный момент нужно обществу. Мы создаем каналы, при помощи которых общество может находить решения для существующих проблем».
4. О начале карьеры
«Я начал заниматься социальным жильем не потому, что я хорошо знал о нем – с точностью до наоборот: потому что я и понятия о нем не имел, и мне было очень неловко ничего об этом не знать».
5. О первом проекте
«Я спроектировал свое первое здание в 28 лет, когда у меня не было ни связей, ни интернета. Никто в моей семье никогда не имел современных ресурсов в доме. Мой первый проект – строительство корпуса математического факультета Католического Университета. Я думаю, что в нем было слишком много формы».
6. О задачах современной архитектуры
«Самая большая проблема на сегодня – попытка решать такие неархитектурные вопросы, как бедность, сегрегация в городах, насилие во всем мире с помощью специфических знаний архитектуры и осуществления проектов».
7. О проектировании
«Нужно избавляться от всего, что не является жизненно необходимым, быть предельно точным и не позволять себе никаких произвольных решений».
8. О дизайне
«Самый лучший дизайн – простейший. И этим все сказано. Мы строим только то, что действительно необходимо. Именно к этому мы стремимся независимо от того, сколько у нас ресурсов и свободы».
9. Об образовании
«Университеты не в состоянии дать архитекторам подготовку, которая позволит им найти решения для неизбежного глобального жилищного кризиса. Мы сталкиваемся не только с бюджетными ограничениями – логика здания, политические рамки и политика в целом являются частью уравнения, и мы не очень хорошо приспособлены, чтобы его решать. В университете нас никогда не учили правильно».
10. О глобальном жилищном кризисе
«Скоро в жилье будут нуждаться миллиарды людей. Если мы не будем следовать поэтапному подходу к экономии средств в строительстве, мы не сможем решить эту проблему».
11. Об ошибках
«Это можно сравнить с операцией на мозге. Любая допущенная ошибка необратима. Если ты облажаешься, это ощутят тысячи людей, это создаст проблемы целым поколениям».
12. О проекте «полдома» в Икике
«Есть очень конкретные проектные вещи: размер пустоты, например, или то, что мы построили со стенами, а не только с каркасами. Это очень точная дизайнерская работа – решать, что строить и что не строить».
13. О задачах
«Существует два момента в нашей работе: с одной стороны, быть неравнодушным и принимать сиюминутное решение, но с другой стороны – придумать дизайн, способный выдержать испытание временем».
14. Об обучении архитектуре
«В принципе, это как музыка. Вы не должны изучать музыку. Если вы музыкант от природы, вы просто играете. Конечно, обучение и конкретные знания позволяют решать более сложные вопросы... Но в Чили архитектуре учат так долго, что если посадить в класс корову, то и из нее вырастет великий мастер».
15. О Чили
«Чили не имеет традиции великой архитектуры. В отличие, к примеру, от Перу... Страна относительно бедна и всегда в состоянии войны… С другой стороны, будучи настолько изолированными в этих вопросах, мы пытаемся быть в курсе и потреблять столько информации, сколько возможно.
Один из отличительных аспектов чилийского поколения в настоящее время – попытка найти то, что уместно для понимания в Чили, вместо того, чтобы доказать, что мы можем воспроизвести нечто совершенно другое».
16. О скептицизме
«Я за разумный скептицизм. Не до такой степени, чтобы стать циником или нигилистом, а просто хладнокровно смотреть на факты… Необходимо желание переместить вещи к лучшей версии, чтобы попытаться реализовать их потенциал в определенных обстоятельствах».
17. О проектах
«Я не создаю свои здания своими руками… Я не знаю всего. И мое здание – это не собственно мое творение. Самое лучшее, что может случиться с проектом, – когда он начинает жить собственной жизнью. Я просто задаю начало, а затем, кто знает, где это кончится? Так что забудьте о контроле».
18. О контроле
«Когда вы идете с голыми руками и пустыми глазами решать заданную проблему, вы боитесь, что потеряете контроль над конечным качеством конструкции. Но это проблема лишь в том случае, если вы судите о вашем проекте только с художественной стороны. В этой игре задействованы и другие силы: функциональные, экологические, политические, социальные факторы – и с этих точек зрения отсутствие контроля может быть хорошей вещью».
19. О глобальном кризисе
«Я действительно считаю, что кризис является окном возможностей, которыми мы должны быть готовы воспользоваться… Было бы замечательно с более чем одним миллионом архитекторов в мире попытаться решить эту проблему».
20. О планировке города
«Секрет успеха здесь, как и в других видах архитектурного дизайна, в синтезе противоречивых элементов и в осознании того, что в конечном счете города должны строиться так, чтобы между правами и обязанностями людей было равновесие».
21. О мыслях
«Если в профессии вы стабильный аутсайдер, старайтесь побольше думать и анализировать всю возможную информацию: тогда в голову вам обязательно придут глупые вопросы, которые позволят двигаться вперед».