Изучив различные подходы к наведению порядка, Екатерина Мальковец объясняет, почему метод Мари Кондо не слишком популярен в России, чем удобен и понятен подход Алехандры Костелло, а также дает свои профессиональные советы по организации пространства.
Когда несколько лет назад вышла «Магическая уборка» Мари Кондо, она, безусловно, стала знаковой для приверженцев организации пространства. Но на практике оказалось не так-то просто соблюдать предписания Конмари.
Во-первых, вертикальный метод хранения идеален, пока сложенные вещи
полностью заполняют полку или ящик. Но стоит вытащить несколько футболок — аккуратные ряды распадаются, и образцовый ящик превращается в захламленный.
Во-вторых, история с благодарностью вещам перед тем, как их выбросить: «Спасибо тебе, мистер Мускул, за помощь в чистке унитаза, но теперь я тебя выбрасываю, потому что бутылка пуста. Спасибо тебе, дорогая юбка студенческих времен: мы вместе пережили многое, но я не носила тебя много лет, поэтому отправляйся в благотворительный ящик». Подобные вещи звучат для меня странно и слишком далеки от моих привычек.

Кто такая Мари Кондо? Известный консультант по организации пространства, японка Мари Кондо превратилась в гуру по наведению порядка для миллионов женщин после того, как в 2014 году вышла и сразу стала бестселлером во всем мире книга «Магическая уборка: японское искусство наведения порядка». В 2015 году Мари Кондо вошла в Топ-100 самых влиятельных людей в мире по версии журнала Time, а издательство «Эксмо» выпустило ее книгу на русском языке.
Мари Кондо учит без сожаления прощаться с тем, что вызывает негативные эмоции или не вызывает никаких чувств. Автор обещает, что с помощью магической уборки даже ленивые и неаккуратные люди раз и навсегда наведут порядок не только в своем доме, но и в жизни.
Философия уборки по методу Кондо предлагает уважительно относиться к вещам и пространству. В первую очередь необходимо разобраться с вещами, которые принадлежат только вам: с одеждой, аксессуарами и документами. И только потом можно переходить к общим предметам: инструментам, кухонной посуде, декору и мебели.
К тому же на практике я убедилась в том, что люди не горят желанием выбрасывать все до мелочей. Особенно книги, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям. Или посуду — ведь в наших традициях принято принимать гостей и красиво сервировать стол, поэтому ограничиться двумя тарелками на каждого члена семьи не представляется возможным.
Конечно, Мари Кондо права в том, что лучше жить в окружении только тех вещей, которые радуют и доставляют удовольствие. Но наши дома намного просторнее японских, и подобных вещей у нас может быть гораздо больше.
Изучая различные подходы к наведению порядка, я нашла модель организации дома, которая ближе нашей культуре и позволяет объединить порядок с вещевым изобилием, — это метод Алехандры Костелло, организатора пространства из Вирджинии.
Для нее порядок — не ценность, к которой нужно стремиться, а средство более спокойной и упорядоченной жизни, где можно сосредоточиться на собственных целях, не отвлекаясь на быт.
А наилучший метод поддержания порядка — не избавление от вещей, а их организация: сортировка в коробки и контейнеры, которые легко хранить, перемещать, открывать. Таким образом, время, затраченное единожды на организацию, в разы компенсирует время, что вы тратите на поиски предметов.

Кто такая Алехандра Костелло? Стремление к порядку эта женщина превратила в профессию и с удовольствием делится своим опытом. В ее идеальном доме для каждой вещи, даже самой маленькой и незначительной, всегда найдется место.
Алехандра соблюдает порядок не только в доме, но и в своей жизни. Она придерживается четкого графика, начиная с уборки и заканчивая определенным часом похода в магазин, ведет курсы по упорядочиванию дома на YouTube. Ко всему прочему, Алехандра вошла в список пяти самых организованных людей во всей Америке.
Один из основных принципов этой методики гласит: наиболее часто используемые вещи должны быть под рукой, а вещи, которые используются реже, включая хозяйственные и продуктовые запасы, — отправляются на дальние или верхние полки шкафов, в менее доступные места.
Нет необходимости, говорит Алехандра, держать в душе пять бутылок шампуня: просто держите одну, а затем при необходимости замените ее другой бутылкой. Другим фундаментальным принципом является принцип классификации: ручки с ручками, фломастеры с фломастерами, скрепки со скрепками. И чтобы эта классификация сохранялась, необходимо использовать специальные контейнеры или разделители, которые позволяют различать то, что не следует смешивать.
Чтобы категории было проще идентифицировать, используется маркировка: на каждую коробку крепится этикетка с подписью «Вещи зима», «Стирка», «Обувь лето». Так можно подписывать и полки в шкафу.
Я же в своей квартире и в домах своих клиентов использую комплексный подход к наведению порядка и считаю, что хаос в окружающем пространстве провоцирует хаос в жизни и в голове.
И, наоборот, если хотите навести порядок в жизни, начните с места, в котором вы живете и работаете каждый день. Вот несколько практических советов: