«Купишь идиотское платье большого размера. Сидишь, крутишь, вертишь... выходишь — все ахают! Где купила? Да так, случайно досталось, заморское... И все верили. А я потом, через время — хвать от него рукава, а вместо складок — юбку дудочкой. И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор!»
Так Гурченко описывала свой подход к моде. Она не следовала трендам, а создавала свой стиль. Шила, кроила, переделывала. Даже вещи известных западных домов моды не избежали ее ножниц. И эти принципы работают до сих пор.
Гурченко часто шила вручную, предпочитая ручной шов, нередко лежа на кровати;
В музее-мастерской хранится более 800 костюмов, значительная часть из которых сделана или переделана ею самой;
Даже дизайнерские вещи западных домов моды, включая Dior, она переделывала под себя;
Любимые эпохи в моде: 20-е и 50-е годы;
Главное правило: никаких мини-юбок и открытой спины;
Фирменный силуэт — подчеркнутая талия;
Шила сама, потому что иначе было нельзя.
В 60-е годы Гурченко попала в опалу. В течение нескольких лет у нее почти не было заметных ролей и стабильной работы.
«В те нищие времена невозможно было достать такую одежду, которая сегодня радует глаз. Об этом даже и не мечтали. Носили то, что имели», — вспоминала она в интервью журналу «Атмосфера» в 2003 году.
Что делать, когда хочется выглядеть красиво, а в магазинах ничего нет? Гурченко нашла выход:
«Почти все свои туалеты я придумывала сама. Моделировала, кроила, шила, освоила сложнейшую вышивку и работу с кружевом, даже шляпки сама делала».
В те годы она перекраивала мужские пиджаки под женские жакеты, шила платья из шторной и технической ткани, обивочных материалов. Простые туфли украшала пряжками от старых сумок, обтягивала тканью под цвет одежды или расписывала специальными красками.
Необходимость стала привычкой. Даже когда появились деньги и возможности, Гурченко продолжала шить. Это превратилось в часть ее жизни, в способ творческого самовыражения.
Как она шила: на кровати, без мастерской
Когда мы были в музее-мастерской Гурченко на Патриарших, экскурсовод Ольга показала нам спальню:
«А где же она все это шила? Где же у нее было рабочее место? Вот прямо вот мы с вами — рабочее место. Да, кровать».
Людмила Марковна не любила швейные машинки и часто обходилась ручным швом. Ее орудиями были обыкновенная игла и нитки. Часто она шила, лежа на кровати. Говорила: «Спортом не дай бог», всю энергию берегла для сцены.
Ручной шов до сих пор виден на покрывалах и подушках в ее квартире. Она обтягивала мебель тканью, взяв молоток и гвозди. Шкаф в спальне обит ее руками. Горку на кухне сама покрасила, потому что не понравился исходный цвет.
В музее хранится более 800 костюмов Гурченко. Значительная часть из них сделана или переделана ею самой.
Принцип: собрать из кусочков
На выставке «Другая Гурченко» куратор объясняла ее метод:
«Здесь сочетание нескольких видов тканей, как правило, бралось 7, 10, иногда 12 выразительных фактур. Могло быть откуда-то привнесено творческое начало: например, рукав отрезан от одного костюма, декор — от другого».
Гурченко не выбрасывала вещи полностью. Когда костюм или платье становились ей неинтересны, она обычно раздавала их. Но предварительно обязательно срезала пуговицы. К пуговицам у нее было особое отношение: она превращала их в броши, серьги, элементы декора.
Даже Dior переделывала
Носила Гурченко и одежду иностранных кутюрье. Дружила с Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным. Но любые дизайнерские наряды актриса нередко переделывала.
Даже в тех случаях, когда вещи шили специально для нее, она все равно вносила что-то свое. То юбку укоротит, то манжеты пришьет. А порой перекраивала наряды так, что их было не узнать.
Вещи известных западных домов моды не были исключением. Гурченко не испытывала пиетета перед брендами. Причина была все та же: она создавала свой стиль, творила образы, которые подчеркнут ее красоту и характер. Готовые решения, даже от великих домов моды, ее не устраивали.
Мода vs стиль: ее философия
Гурченко никогда не пыталась отслеживать последние тренды.
«Стиль — явление врожденное, исключительно индивидуальное. А мода — вещь преходящая и немного поверхностная», — объясняла она.
К моде относилась снисходительно:
«Сегодня ты моден со своей новой вещицей, а через полгода подоспела новая коллекция, и ты снова ломаешь голову, как бы не отстать от паровоза».
Ее принцип:
«Если не чувствуешь образ, нет у тебя внутреннего понимания одежды, тогда тяни на себя все, что хочешь — все равно ничего не поможет. Когда я одеваюсь, я точно знаю, какую роль должна сыграть!»
И еще одна цитата, которую стоит запомнить:
«Тебе достаточно войти в зал, и все уже — ах! Пусть на тебе вещи не из последних коллекций, но у всех на устах ах! Вот что значит иметь свой собственный стиль».
Любимые эпохи: 20-е и 50-е
«Я же говорю, мои любимые — двадцатые. Это шифон, это бархат, это атлас. Эффектные шляпы, вуали…» — признавалась Гурченко.
Стили модерн и ар-деко были ее излюбленными. Она всегда носила приталенные силуэты, подчеркивающие знаменитую осиную талию. Залогом удачного силуэта считала крой по косой — так ткань лучше струится и подчеркивает линию талии.
После «Карнавальной ночи» в 1956 году Гурченко стала иконой стиля New Look в СССР. Платье с узкой талией и пышной юбкой из фильма копировали миллионы советских женщин. В магазинах такую одежду не продавали, поэтому шили сами.
В 80-е ее стиль стал более эпатажным: перья, рюши, стразы, бисер. Но принцип остался тем же — подчеркнутая женственность и акцент на талии.
Правила, которых она придерживалась
В кодексе стиля Гурченко было несколько незыблемых правил.
- Никаких мини-юбок. Никогда. Даже в молодости.
- Никакой открытой спины.
- Почти всегда — каблук. Этот принцип касался и выходной, и повседневной обуви.
- Всегда подчеркнутая талия — знаменитая «осиная», размеры которой в разные годы назывались по-разному.
- Высокие воротники, длинные рукава, подплечники. Эти элементы появлялись в ее нарядах постоянно.
Как это применить сегодня
- Первый принцип Гурченко: не бойтесь переделывать. Купили платье, а оно сидит не идеально? Отнесите в ателье, укоротите, заузьте, добавьте детали. Или сделайте сами. Готовая одежда из магазина — это заготовка, а не финальный продукт.
- Второй принцип: собирайте детали. Пуговицы, броши, пряжки, куски ткани. Все это можно комбинировать, создавая уникальные вещи. Современный апсайклинг и переработка одежды — это ровно то, что Гурченко делала из необходимости 60 лет назад.
- Третий принцип: знайте свою фигуру. Гурченко понимала, что ей идет, а что нет. Не гналась за трендами, а подчеркивала достоинства.
- Четвертый принцип: одежда — это роль.
- «Когда я одеваюсь, я точно знаю, какую роль должна сыграть».
- Пятый принцип: качество важнее количества. Гурченко десятилетиями носила одни и те же вещи, переделывая их, обновляя, комбинируя по-новому. Одно хорошее платье, которое идеально сидит, лучше десяти посредственных.
Людмила Марковна доказала: стиль не покупается в бутике. Он создается руками, головой и уверенностью в себе. Эти принципы работали в эпоху дефицита — работают и сейчас.
Благодарим музей-мастерскую Людмилы Гурченко и куратора Ольгу за возможность записать румтур и узнать истории, которые стоят за каждым предметом в этой удивительной квартире.
Обложка с сайта: gurchenko.ru




