На этой неделе наше внимание привлек сад, работа над которым продолжалась несколько лет. Примечательно то, что благодаря совместному сотрудничеству ландшафтных дизайнеров бюро Rocky Dale Gardens и владельца дома, который, в свою очередь, по профессии архитектор, удалось создать плавный переход от внутреннего к внешнему пространству.
Как можно охарактеризовать стилистику дома и сада?
Простые лаконичные геометрические линии здания созвучны с архитектурой японского дома периода Каракура, когда к власти пришли военные с титулом сегун. Сегун и самураи испытывали большие симпатии к философии дзен-буддизма, которая получила распространение в Японии.
Слово дзен от санскитского слова дзиан (медитация). В это время возникает новый скупой архитектурный стиль жилого дома – соин. Исчезла симметрия здания, вместо пышных садов появляются сады сухого ландшафта, каресансуй, дословно сухие гора – вода – сад, где под словом "вода" подразумевается имитация.
Сухие сады не были местом увеселения, это пространство для размышления, медитации, где можно укрыться от суеты, повседневных проблем, ощутить свой дом крепостью.
Какие отличительные черты этого стилистического направления?
Первый и главный принцип – умение видеть прелесть обычного и изящество простоты. Раздвижные стены жилого помещения в стиле соин сделали сад элементом дома, картиной, которой можно любоваться через раму, образованную конструкцией здания. Очень важно спроектировать сад так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно.
Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей ян-инь. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян. Мощение, ведущее к дому, выполнено из белого мрамора, который имеет шершавую поверхность, чтобы в сырую погоду не поскользнуться.
Роль воды – женского (темного, тягучего, пассивного) – инь выполняет серая гравийная отсыпка на площадках. Огромное значение в таких садах придается звукам – шелесту листьев или шуршанию гравия; фактурам – мягкости трав и шершавости камня (в данном случае в качестве декоративных элементов в саду использован песочного цвета известковый туф); запахам – аромату хвойных пород и пряных трав.
Кто обычно занимался созданием таких утонченных и изысканных проектов?
В XII-XVвеках в создании "сухих" садов принимали участие квалифицированные художники и архитекторы, которые не просто имитировали природу, а пытались отразить ее внутреннее понимание: закономерности энергии, ритма, пропорций и движения.
Влияние японского садового искусства на европейскую культуру впервые ощутимо проявилось в XX веке. Оно выразилось не только в широком распространении садов сухого ландшафта и каменных композиций абстрактного характера.
Это влияние оказало заметное влияние на формирование новых художественно-философских принципов современной архитектуры и садово-паркового искусства.
Имея профессиональное архитектурное образование, автор проекта сумел организовать гармоничное пространство, в котором сочетаются острые геометрические элементы строений и мощений с мягкими формами растений.