Техническое задание — первый и очень важный этап разработки дизайн-проекта. Станислав Орехов на своем сайте рассказал, чего нельзя делать, если вы хотите найти общий язык с заказчиком, не разочаровать его и не добавить себе лишней работы.
Высылать анкету на почту, чтобы клиент заполнил ее сам
Потом вы организуете встречу, где обсуждаете с заказчиком ответы и дополняете их. ТЗ дизайнер не оформляет — просто записывает в блокнот.
К чему ведет: когда клиент заполняет анкету сам, он отвечает не на все вопросы. Какие-то пункты он не понимает и пропускает, а на другие отвечает не то, что требуется. Устает в процессе, разочаровывается в дизайнере и отказывается от него в пользу другого подрядчика.
Обсуждать задачу при личной встрече с клиентом или во время обмеров
Вы держите вопросы в голове, делаете заметки в блокноте, демонстрируете фото разных интерьеров, чтобы определить стиль.
К чему ведет: вы задаете не все вопросы, а только основные. Клиент оставляет лазейки для вариантов, которыми потом пользуется. Дизайнер не уточнил детали — «попал» на варианты.
Не оформлять и не подписывать техническое задание
Вы переходите сразу к разработке концепции и показываете варианты. Надеетесь во время разговора выяснить, что нужно заказчику — возьмете заказ, а потом разберетесь.
К чему ведет: клиент не ценит результат. Это работа, которая не будет оплачена, если концепция не понравится — не потому, что дизайнер плох, а потому, что он сделал не то, что требовалось. А что требовалось — не узнал заранее, потому что попытался проскочить этап ТЗ.
Каждый раз подстраивать ТЗ под нового клиента
У вас есть разные заказчики и к каждому вы ищете свой подход. Одним отправляете анкету, с другими обсуждаете все устно. И корректируете типовую анкету под каждого клиента.
К чему ведет: если нет системы, дизайнер обязательно забудет спросить что-то важное.
На обложке: дизайн-проект Станислава Орехова.